В Кыргызстане вводится налог на автомобили «высшей пробы»

Сообщение об этом распространила пресс-служба Министерства экономики КР. Жогорку Кенеш (парламент) КР рассматривает поправки в Налоговый кодекс, которые предусматривают повышенный корректировочный коэффициент для легковых транспортных средств, которые отнесены к категории дорогостоящих.

— То есть, к предметам роскоши, — отмечается в сообщении. — Законопроект был одобрен Правительством 23 ноября 2016 года в целях реализации Концепции фискальной политики страны на 2015-2020 годы. Налог на транспортные средства, имеющие повышенный объем двигателя будет определяться через корректировочный коэффициент, с привязкой к этому объему, с учетом года выпуска и сохранением действующей ставки налога.

bezymannyj

— Транспортным средствам, имеющим объем двигателя до 3000 куб. см включительно, а также к транспортным средствам, имеющим объем двигателя свыше 3 тыс. куб, но старше 15 лет, повышающий корректировочный коэффициент не применяется, — отмечает пресс-служба. — А, например, за новый внедорожник Лексус – GX-570, имеющий объем двигателя 5700 куб, необходимо платить 20520 сомов в год (300 долл.) вместо действующих 5130 сомов в год или в 4 раза больше. А новый Лексус ES300, имеющий объем двигателя в объеме 3000 куб см платит по действующей ставке 2700 сомов в год.

Исходя из зарубежной практики, стоимость налога в КР относительно невысокая. К примеру, в 2017 году транспортный налог в городе Москва на автомобиль Лексус-570 составляет 55.050 рублей, или 63,500 сомов (900 долл.).
Разработчики отмечают, что налог принесет в казну около 180-186,0 млн. сомов в год (2,5 млн. долл).
Из общего количества автотранспорта равной 965355 (данные ГНС на 1 января 2016 года) единиц 868230 (89,9%) имеют мощность двигателя 3000 куб см и менее. То есть, объем двигателя более 3001 куб см и выше имеют около 97125 ед. Из них возрастом до 15 лет составляет 28434 единиц (2,9%). Остальные 68691 относятся к авто сроком выпуска более 15 лет.
Таким образом, данный налог касается менее 3% от всего легкового автопарка страны, причем является не только дополнительным источником пополнения бюджета, но внедрением в практику принципов социальной справедливости.

Также можно отметить, 48% авто у нас имеют мощность двигателя менее 2000 см куб, по которым средняя ставка налога не превышает в среднем 500 сомов в год, то есть предлагаемые изменения не касаются вообще абсолютного большинства населения страны.

— По сути, данный налог можно назвать социально справедливой платой за право эксплуатацию внедорожников и премиальных автомобилей с большим объемом двигателя, что является распространённой практикой во многих странах мира, — заключают в Министерстве экономики.

automobile 1

Сами автовладельцы и автоперевозчики считают введение налога своевременным и закономерным.

— Нужно, чтобы богатые платили налоги, — говорит в комментарии «Деловой Евразии» президент Ассоциации Автоперевозчиков и логистики Кыргызской Республики Темирбек Шабданалиев. — Бедные должны платить меньше, богатые – больше. И это касается как машин, так и драгоценностей, недвижимости – всего. Роскошь многих наших олигархов налицо. Я, например, знаю одного чиновника, который стал чиновником и получил в подарок от сына авторучку стоимостью в 3 000 долл. Это говорит о том, что многие в роскоши живут.

По его мнению, что уровень, который бы определял границу роскоши и среднего дохода, установить сложно, но возможно.

— К примеру, наша Ассоциация – это люди среднего дохода. Мы никак не можем претендовать на показатели роскоши. Для развития перевозок и создавались. Нов стране, где учителя получают по 7-15 тыс. сомов, а средняя пенсия – 2 тысячи (100-110 и 30 долл., соответственно – прим.ред.) покупать авторучки по 3 000 долларов – это излишество. У нас есть даже пенсионеры с пенсией в 100 тыс. (1,5 тыс. долл. – прим.ред.), — поясняет собеседник.

Между тем, «налог на роскошь», свойственный ряду стран с социалистическим вектором, является риском, при котором капитал, в целях сохранения у его владельца, выводится за рубеж.

— Ставку определять стоит очень внимательно и аккуратно. Потому что богачи просто выведут деньги из Кыргызстана, если ставка будет высокой. Они, в принципе, итак свои деньги не в Кыргызстане держат, а за границей. Но если налог будет очень высоким, то начнется вообще «бегство капитала», которое подорвет всю экономику, — заключает Темирбек Шабданалиев.

Василий Кочанов
§ Деловая Евразия