Впервые в стране будет введена плата за проезд по автотрассе
Министерство экономики презентовало первые 13 проектов в секторе ГЧП.
6 апреля 2017 года, министр экономики Министр экономики Арзыбек Кожошев сделал ряд заявлений о системе государственно-частного партнерства в Кыргызстане. По его словам, инструмент является новым механизмом взаимодействия государства и частного сектора, развивается в аналогичном с другими странами темпе.
— В среднем, разработка и внедрение законов в области ГЧП проходит от двух до четырех лет, — подчеркнул министр. — В Кыргызстане на сегодня имеется нормативно-правовая база, соответствующая всем требованиям международной практики. Сформированы институциональная и финансовая база.
Закон о ГЧП в Кыргызстане принят в 2012 году. Через два года сформирован Фонд финансирования подготовки проектов с уставным капиталом 4 млн. долл. Первые средства пошли на подготовку ТЭО по 8 проектам ГЧП, в итоге поддержано 13 проектов ГЧП в сфере здравоохранения, транспорта, городской инфраструктуры и таможенного администрирования.
Согласно данным Министерства, общая сумма выделенных средств к апрелю 2017 года превышает 90 млн. долларов. Превалирует социальная сфера – здравоохранение, спорт, городская инфраструктура.
Министерство здравоохранения получило поддержку четырех проектов на общую сумму более 14 млн. долл. США.
Города Бишкек и Токмок пролоббировали пять проектов на сумму 46 млн. долл. США.
Госагентство по делам молодежи, физкультуры и спорта получило 8,8 млн. долл. для двух проектов.
К крупным инфраструктурным проектам с макроэкономическим эффектом можно отнести «Строительство объездной автомобильной дороги в городе Узген» от Минтранса, и «Строительство таможенно-логистического комплекса в Ат-Башинском районе Нарынской области» от Таможенной службы.
Цель дорожного проекта – построить объездную автотрассу протяженностью от 5,3 до 13 километров «в зависимости от предложенных вариантов». Дорога будет иметь третью категорию – две полосы движения с шириной проезжей части 7 метров.
— Дорога будет альтернативой основой дороге Бишкек – Ош, которая проходит через центр города Узген, — говорится в справке Минэкономики. — Спецификация проекта включает строительство, эксплуатацию, обслуживание, сбор денег за пользование дорогой. Стоимость проекта около 16 млн. долларов США.
Логистический центр в Нарынской области будет стоить 9 млн. долл., и должен улучшать государственные функции по таможенному оформлению и контролю товаров, а также стимулировать развитие экономического роста и внешнеэкономических связей региона.
В беседе с «Деловой Евразией» министр отметил, что государство вынуждено применять методику государственно-частного партнерства, если у него нет денег, и приоритетом будет сектор социальных услуг.
— Если ресурсов у государства не хватает, то частный сектор может намного лучше оказать эти услуги, чем государство, — сообщил он в интервью «Деловой Евразии. — И поэтому мы будем привлекать частный сектор в те сектора инфраструктуры и в те направления.
При этом, министр считает, что доля проектов ГЧП должна расти, и занимать в общем обороте государственных проектов больший объем.
— Вообще, развитые страны применяют механизм государственно-частного партнерства в более чем пятидесяти процентов проектов. Это те же дороги, инфраструктурные объекты. Те государства, где уровень поступлений и доходов средний, то, в основном, как и мы – направляют средства в социальный сектор. Я думаю, что, когда будет хорошее время, тогда нужно будет больше 50% проектов направлять через ГЧП, — Арзыбек Кожошев.
Василий Кочанов
§ Деловая Евразия