Задача «Одного пояса и одного пути» - создание сообщества общих интересов

Министр экономики Кыргызской Республики Арзыбек Кожошев – о сотрудничестве и развитии деловых отношений Кыргызстана в ЕАЭС, ЕАЭС – и Китая, и Китая – с Кыргызстаном: «…Быть максимально открытыми в диалоге, обозначать свои национальные интересы, чтобы совместные проекты не ущемляли суверенитет, союзнические обязательства и были обоюдовыгодными». В распоряжении редакции «Деловая Евразия» оказался перевод интервью китайскому национальному информационному Агентству «Синьхуа», вышедшему накануне форума по международному сотрудничеству в рамках инициативы «Пояс и путь».

«Синьхуа»: Мы знаем, как Кыргызстан поддерживает и активно участвует в совместном построении инициативы «Пояс и путь», можете ли вы оценить достижения, достигнутые в Кыргызстане за последние годы в рамках инициативы «Один пояс и один путь»? Что делается для дальнейшей реализации данной Инициативы?

Арзыбек Кожошев: Для Кыргызстана «Экономический пояс Шелкового Пути» или «Один пояс – один путь», связывающий нашу республику с Китаем, уже давно не концепция, а вполне осязаемая реальность, которая ориентирована на укрепление сотрудничества в области транспорта и коммуникаций, реализацию инфраструктурных проектов, развитие промышленности, торговли и сферы услуг.

Кыргызстан, находясь на важном месте евроазиатского континента, является важной страной на старинном Шелковом пути и неотъемлемым участником в совместном строительстве Экономического пояса Шелкового пути. Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев был одним из первых, кто поддержал вышеуказанную инициативу.

Сейчас мы находимся на очень интересном этапе взаимодействия, так как Кыргызская Республика в августе 2015 года стала полноправным участником Евразийского экономического союза. Управляющий орган данного интеграционного объединения – Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), активно ведет работу по диалогу в рамках спряжения ЕАЭС-ЭПШП. Хотелось бы также подчеркнуть, что два министра, представляющих Кыргызстан в ЕЭК, отвечают за таможенный блок и направления, связанные с инфраструктурой, транспортом и энергетикой, по всем пяти странам ЕАЭС. Эти два блока как раз являются ключевыми при создании зоны свободной торговли ЕАЭС-КНР, так и в продвижении проектов ЭПШП.

Со времени выдвижения инициативы о совместном построении Экономического пояса Шелкового пути, китайско-кыргызское сотрудничество по инфраструктурному строительству развивается быстро.

Построена линия электропередач «Датка-Кемин» на сумму 389 млн. долл. США, которая обеспечивает энергетическую независимость государства. Также, в процессе реализации имеется проект CASA-1000. Эта новая система линий электропередач (ЛЭП), которая позволит максимально эффективно использовать экологически чистые гидроэнергетические ресурсы в центрально-азиатских странах, давая им возможность передавать и продавать летний избыток электроэнергии энергодефицитным странам Южной Азии.

Для развития транспортных коммуникаций решаются приоритетные задачи, поставленные главой государства, это строительство пяти международных транспортных коридоров: автодороги Тараз-Талас-Суусамыр; Бишкек-Нарын-Торугарт; автодороги Каракол-Тюп–Кеген; Ош-Баткен-Исфана и автодороги Исфана-Худжанд, а также строительство альтернативной автомобильной дороги Север-Юг, соединяющей север и юг страны. Общая стоимость проекта – 400 млн. долл. США. Кроме того, запланирован запуск проекта по строительству железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Этот проект также попал в приоритетный перечень проектов по оси ЕАЭС – ЭПШП.

Важной составляющей сотрудничества в рамках Шелкового Пути является промышленные и горнорудные проекты. Начали работать два современных нефтеперерабатывающих завода – в Токмаке и Кара-Балте, продвигаются проекты по добыче и переработке полезных ископаемых в разных регионах КР. Неплохие перспективы у предприятия по производству батарей, сельскохозяйственного кластера в Чуйской области, у других проектов с участием китайских инвесторов.

Однако сейчас мы должны понимать, что прошло время проектов по схеме «Инвестиции из Китая через Эксимбанк КНР против государственных гарантий Кыргызской Республики». Мы не очень большая страна, лимит безопасной выдачи таких государственных гарантий исчерпан. Поэтому мы видим перспективу только в двух направлениях – прямые частные инвестиции китайского бизнеса, включая реинвестирование прибыли по уже работающим проектам, и очень перспективное направление – государственно-частное партнерство (ГЧП).

Мы исходим из того, что Китай и Кыргызстан являются добрыми соседями, хорошими друзьями, надежными партнерами. Наша дружба не ситуативная, не на год, не на два, а на веки веков. Таким образом, мы надеемся на долгосрочное, устойчивое и взаимовыгодное сотрудничество между нашими странами.

— В мае вы будете приглашены в Китай, для участия в форуме на высоком уровне по международному сотрудничеству в рамках инициативы «Пояс и путь», каковы ваши ожидания от этого форума? Чем вы будете заниматься во время форума?

— Задача «Одного пояса и одного пути» - создание сообщества общих интересов, сообщества общей судьбы и сообщества общей ответственности с политическим взаимодоверием, экономической интеграцией и культурной инклюзивностью. А конечная цель – максимизировать общий выигрыш, чтобы добиться совместного развития и процветания. Данная концепция призвана предоставить максимальные возможности сотрудничества между примыкающими странами и соблюдать общие интересы, чтобы как можно больше людей получили выгоду и жили в гармонии, спокойствии и достатке.

Надеюсь, что проведение данного форума позволит укрепить партнерство между странами региона для достижения целей и задач инициативы.

Я рад, что данный форум будет охватывать все основные аспекты сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс – один путь», а высокий уровень участников позволит получить весомые мнения по важным вопросам. Уверен, что Форум станет полезной информационной площадкой для обсуждения актуальных проблем и возможностей сотрудничества, а также создаст предпосылки для ускоренного развития международного сотрудничества в рамках данной инициативы.

Участие в переговорах на высоком уровне, пленарном заседании, а также в групповых дискуссиях позволит создать новые механизмы сотрудничества для решения основных задач и перспективы развития международного сотрудничества в рамках данной инициативы.

Можно ожидать, что Кыргызстан получит еще более льготные инвестиционные условия для масштабного инфраструктурного строительства. Думаю, что осуществление концепции «Один пояс – один путь» придаст Кыргызстану новый импульс для развития своей страны и укрепления дружественных отношений между нашими странами.

На площадке Форума планируется также подписание ряда важных для наших стран двусторонних документов. Со своей стороны мы будем всесторонне поддерживать китайский бизнес в части прямых инвестиций в проекты на территории Кыргызской Республики.

— Каковы ваши советы относительно тем, которые будут обсуждаться во время проведения форума?

— Учитывая последние тенденции мировой экономики, в настоящее время интеграционные процессы играют очень важную роль в развитии торгово-экономических отношений в регионе.

Взаимосвязь инфраструктуры представляет собой приоритетное направление, способствующее формированию высокоэффективного международного экономического коридора. Главная цель бесперебойной торговли заключается в оптимизации торгово-инвестиционной структуры, обеспечении максимальных удобств в торгово-инвестиционной сфере и выявлении нового потенциала экономического сотрудничества.

В этой связи необходимо более тесно взаимодействовать в таких сферах, как координация политики, финансовая интеграция и беспрепятственная торговля, которые будут способствовать дальнейшему развитию и укреплению экономических связей между странами.

Мой совет прост – на данном форуме нам надо быть максимально открытыми в диалоге, обозначать свои национальные интересы, чтобы совместные проекты не ущемляли суверенитет, союзнические обязательства и были обоюдовыгодными.

Также мне хотелось бы сделать акцент на привлечение именно частных китайских инвестиций в проекты на территории Кыргызстана. Со своей стороны мы гарантируем максимальную поддержку со стороны государственных органов, в частности, государственного агентства по продвижению инвестиций и экспорта при министерстве экономики КР.

— Можете ли вы оценить текущую ситуацию международного сотрудничества в рамках «Пояса и пути»? Каковы ваши предложения по ее механизму сотрудничества для решения основной задачи и перспективы развития международного сотрудничества «Пояс и Путь»?

— Экономический пояс – это не просто транзитно-транспортный проект. Это комплексный план экономического развития целого ряда государств, включающий в себя многочисленные проекты развития инфраструктуры, промышленности, торговли и сферы услуг, который позволит обеспечить стабильную и безопасную среду для развития не только западных районов Китая, но и всего центра Евразии, в полной мере раскрыв его потенциал.

Если мы посмотрим на карту, то увидим, что «Один пояс – один путь» пролегает через самый оживленный экономический коридор с огромным потенциалом, вдоль которого расположено более 60 стран, население которых составляет около 4 млрд. 400 млн. человек. А объемы их экономик насчитывают примерно 21 трлн. долл. США, что составляет 63% и 29 % всего мира, соответственно.

Кыргызстан – маленькая страна, расположенная вдоль одной из линий Шелкового пути, и при этом имеет колоссальные возможности, как для себя, так и для других стран, в том числе Китайской Народной Республики.

В этой связи, мы заинтересованы в реализации проекта Экономического пояса Великого Шелкового пути. При реализации этого проекта через Казахстан и Центральную Азию могут быть созданы рентабельные и безопасные транспортные маршруты, соединяющие Европу и Азию. При развитии транспортно-логистических коридоров, Кыргызстан сможет стать важным мостом, соединяющим производственные и потребительские потенциалы Европы и Азии.

Также необходимо отметить, что в настоящее время Евразийский экономический союз (ЕАЭС) интенсивно развивает свою торгово-экономическую повестку на Азиатском векторе торгового сотрудничества с определением в ней места КНР.

В условиях постоянного и интенсивного развития многосторонней торговой системы, процессов регионализации, проходящих сегодня практически без участия ЕАЭС, всё более очевидной становится необходимость формирования про-активной торговой политики ЕАЭС и её практическая реализация.

Мы надеемся, что проект сопряжения экономического пояса («Один пояс – один путь») с ЕАЭС станет главной движущей силой превращения нашего огромного региона в зону совместного развития.

Учитывая ограниченность природных ресурсов, Кыргызская Республика в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет делать упор на развитие высокотехнологичных отраслей экономики, таких как информационные технологии.

Как показывает опыт лидирующих стран, цифровые технологии могут носить трансформирующий характер для развития, генерируя экономические и социальные блага для граждан, бизнеса и правительств. Цифровое развитие играет важную роль в обеспечении конкурентного преимущества стран в глобальной экономике, а также для достижения роста и создания рабочих мест.

В этой связи, в настоящее время начата реализация программы digital CASA. Это региональная кредитная программа по ИКТ, охватывающая ряд стран в Центральной и Южной Азии, которая будет осуществляться, как серия страновых проектов, включая Афганистан, Казахстан и Таджикистан. Кыргызская Республика – одна из первых стран, которые присоединились к данной региональной программе интеграции.

Возможно, что проект digital CASA мог бы быть интересным и Китаю в рамках цифровой составляющей ЭП ШП. Кыргызстан был удобным хабом для такой стыковки.

Что касается механизмов сотрудничества, то здесь важны различного рода диалоговые площадки как для бизнеса, так и для экспертного сообщества. В частности, 10 апреля в Бишкеке прошел представительный форум «Экспертно-аналитический диалог Кыргызстан-Китай», приуроченный к 25-летию установления дипломатических отношений между КР и КНР. В ближайшее время пройдет международный бизнес-форум с участием китайских компаний. Считаю, что это и есть важные элементы такого механизма сотрудничества в рамках «Пояса и Пути».

— Как вы оцениваете уровень торгового сотрудничества Кыргызстана с Китаем?

— Китайская Народная Республика является одним из основных торговых партнеров Кыргызстана и занимает в общем товарообороте первое место в КР по итогам 2016г.

В 2016 году товарооборот КР с КНР составил 1548,5 млн. долл. и увеличился на 45,5%. В том числе, экспорт – 80,1 млн. долл., (рост в 2,2 раза), импорт – 1468,4 млн. долл. (рост 42,7%).

В 2016 году импортировано в КР текстильных изделий на сумму почти 544 млн. долл., что больше, чем в 2015 году в 1,8 раза. Из этого объема на сумму 416,0 млн. долл., или 76%, импортировано из КНР, (рост в 2 раза).

Из общего объема импорта текстильных изделий импортировано готовой текстильной продукции на 254 млн. долл., из них на 177 млн. долл. – из Китая, что составило около 70%.

Рост импорта текстильных изделий (ткани, пряжа, нитки и др.) из КНР безусловно положительно влияет на развитие швейной и текстильной отрасли Кыргызстана, так как швейная промышленность на сегодняшний день является одной из приоритетных отраслей промышленности.

Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) за 2016 год (по предварительным данным Нацстаткома КР) из КНР составил 289,6 млн. долл. США, или 44,2% от всего объема ПИИ, и снизились на 39% по сравнению с 2015 году.

А если уйти от языка сухих цифр, то можно констатировать факт того, что за 25 лет независимости КР Китай стал играть очень важную роль в торговом и инвестиционном балансе Кыргызстана. Многие предприниматели, накопившие свой капитал в период реэкспортной модели развития, когда в Россию и Казахстан через Кыргызстан шли значимые товарные потоки из Китая, теперь инвестируют в производство и недвижимость, сельское хозяйство и сектор услуг. Многие бизнесмены по-прежнему активно сотрудничают со своими китайскими партнерами, между ними установилась настоящая человеческая дружба и взаимопонимание. Когда есть доверие, то бизнес делать уже легко. Юань во многих банках стал привычной валютой, платежи в Китай стали обыденным явлением. Учитывая, что в Кыргызстане самый либеральный валютный режим, то китайский бизнес без проблем репатриирует свою прибыль. Но мы были бы заинтересованы, чтобы они ее реинвестировали в новые бизнесы или расширение существующих. Это тема отдельного разговора, ибо удержание существующих инвесторов всегда выгоднее, чем привлечение новых.

— В каких еще областях может быть эффективным сотрудничество Кыргызстана с Китаем? Какие существуют факторы и тенденции для сотрудничества?

Наряду с амбициозными проектами, Правительство КР ставит перед собой следующие задачи по развитию двустороннего торгово-экономического сотрудничестива с КНР.

Китай, являясь второй экономикой мира и ближайшим соседом Кыргызстана, представляет собой один из значимых рынков сбыта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, а также расширения географического охвата экспорта туристических услуг Кыргызстана.

Усиление работы в данном направлении обуcловлено рядом факторов. Как известно, Кыргызская Республика с 27 января 2016 года получила статус пользователя схемы «Всеобщая система преференций» (ВСП+) и теперь готовая продукция при наличии сертификата происхождения «Сделано в Кыргызстане» имеет возможность беспошлинно поставляться на рынок стран ЕС. Возможно, что китайским предпринимателям было бы интересно организовать производство продукции на территории КР, чтобы попасть в льготный беспошлинный список ВСП+. Это более 6000 наименований продукции. Думаю, что эта информация может быть полезна на полях Форума.

Конкурентным преимуществом кыргызских продуктов может быть органическая пищевая продукция – среди китайских потребителей растет спрос на здоровую и качественную пищу. Кыргызстан может стать поставщиком экологически чистой органической продукции в другие страны.

Как соседнее государство, находящееся на «Экономическом поясе Шелкового пути» Кыргызстан может привлечь китайских туристов свежим и горным воздухом Кыргызстана, и интересными туристическими маршрутами, обусловленными особенным природным ландшафтом.

Мы имеем огромный потенциал в туризме, Кыргызстан стал бесспорным лидером в туристических рейтингах авторитетных изданий, такие как National Geographic Traveler, British Financial Times 2016, которые включили нашу страну в список 7 стран мира. Действительно, природная красота страны, девственные горы и леса, а также богатая история Шелкового пути, позволят стране приглашать туристов из Китая, Индии, Турции, Европы и арабских стран. Прошедшие в сентябре 2016 года Всемирные игры кочевников стали новой визитной карточкой Кыргызстана, где можно изучить историю кочевников, их уникальную культуру и лицезреть природную красоту. Мы рассчитываем на повсеместное внедрение подхода China friendly во всех основных туристических объектах Кыргызстана и были рады сотрудничеству в этом направлении, начиная от подготовки информационных материалов, обучения наших специалистов в учебных заведениях КНР по теме туризма и отельного бизнеса и заканчивая информационной поддержкой в китайских СМИ. Мы готовы принять сотни тысяч китайских туристов на родине великого поэта Ли Бо, на берегах благословенного озера Иссык-Куль, показать цветение цветка Айгуль в Ферганской долине, дать возможность подняться на священную древнюю Соломонову гору (Сулейман-Тоо).

Что касается промышленных проектов, мы являемся убежденными сторонниками Парижского соглашения по климату и низкоуглеродному развитию. Мы маленькая горная страна, все население которой живет в долинах, а это всего около 15 000 квадратных километров из 200 000 квадратных километров общей площади страны. У нас не так много полезных ископаемых, промышленных предприятий и источников загрязнения. Поэтому мы трепетно относимся к сохранению своей природы на земле предков, но при всем этом понимаем необходимость индустриального и урбанистического развития. Сейчас мы осознанно говорим, что «зеленая экономика» должна стать брендом Кыргызстана. Вот как раз таки здесь я вижу очень мощное сопряжение с интересами китайского бизнеса – не в выводе «грязных» производств на базе устаревших технологий, а наоборот – создание на территории страны кластера «зеленой экономики». Мы его еще называем Hi Tech Green Valley – «долина зеленых высоких технологий». Мы восхищены успехами Китая в области возобновляемых источников энергии, производстве электромобилей, различного рода накопителей энергии. Поэтому были рады максимально содействовать сотрудничеству в этой области, а также, например, выращиванию экологически чистой и органической продукции китайскими предпринимателями для экспорта в сам Китай и страны ЕС. Поэтому этот тренд на «зеленую экономику», который набрал вес в Китае и имеет понимание в Кыргызстане, был бы идеальным воплощением Экономического Пояса Шелкового Пути – давайте его так и назовем «Великий Зеленый Шелковый Путь».

§ Деловая Евразия