Республика оказалась в самом большом, с 2022 года, пакете рестрикций

Министерство торговли, Финансов и Государственный департамент США обнародовали очередной список компаний, в отношении которых вводятся ограничений.
Основная доля компаний, получивших взыскания, расположены в странах Большого Евразийского партнерства. Это Россия, Кыргызстан, Китай, Вьетнам, Турция. Кроме того, в списке Сербия, Кипр, Лихтенштейн, Ирландия, Германия, Финляндия, Эстония. Всего более 500 компаний и несколько сотен персон. Основной упор США традиционно сделали на промышленный сектор, торговлю, энергетику, наукоемкое производство.

Не осталось в стороне и высшее военное и политическое руководство России и Беларуси. Из стран-членов ЕАЭС не подверглась нападению на национальную экономику только Республика Армения. Лояльность запада к Еревану эксперты объясняют встречной лояльностью действующей армянской власти западному миру.

aram safaryan1

— Сегодняшняя власть Армении полностью прозападная, — говорит в комментарии «Деловой Евразии» председатель Евразийского Экспертного клуба Арам Сафарян. — Проводится так называемая диверсификация по сотрудничеству со странами Европы, Великобритании, Америки, и соответствующая политика в духе – мы члены семьи европейских народов. Правда, это не направлено против России, и власти пытаются балансировать. Но, если в стране прозападная власть, и открытое сотрудничество с западными центрами, то санкции неуместны, и говорить о них бессмысленно.

Председательствующая в органах ЕАЭС Армения демонстрирует постепенное снижение уровня дружественности по отношению к России. Согласно рейтингу, разработанному Национальным Исследовательским Институтом Развития Коммуникаций (НИИРК), в 2024 году страна заняла 10 место, в то время как в 2023 и 2022 годах это были пятая и третья строчки, соответственно.

— Невысокий рейтинг также у Грузии и Азербайджана – 11 и 7 места. Грузия характеризуется как дружественная/недружественная. Позиция шаткая, и как сказала замдиректора НИИРК Валентина Комлева, тенденция «недружественности» в 2024 году может усилиться. Сложно говорить об этом рейтинге, так как он используется уже третий год подряд, но с выводами согласиться можно – Армения действительно укрепляет связи с западным миром, — считает Арам Сафарян.

Белорусские компании, как и государственные учреждения, из санкционного режима даже не выходили, поэтому в обновленном списке ничего нового для себя минчане не обнаружили.
Между тем, санкционный прессинг коснулся казахских организаций. Евросоюз и США внесли в списки штрафников ТОО Elem Group и ТОО Da Group 22. Министерство торговли и интеграции (МТИ) Казахстана давало пояснения, что компании не осуществляют импортную и экспортную деятельность с лета 2023 года, а одна из них – ТОО Elem Group, находится в процессе ликвидации.

— В целом, еще раз заявляем, что казахстанская сторона не применяет каких-либо санкций и ограничений в торговле с Россией, однако стремится не допустить использования своей территории для обхода санкций стран Запада с тем, чтобы избежать наложения санкций на казахстанские компании, — заявили журналистам чиновники министерства торговли Казахстана.

В среде евразийских аналитиков введение санкций против страны Евразийского экономического союза вызывает недоумение. Равно как и позиция высших должностных лиц Астаны.

alibek tajibaev 1

— Такое происходит очень редко, и больше похоже на исключение из правил, — прокомментировал для «Деловой Евразии» директор Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг» Алибек Тажибаев. — К сожалению, нет заявлений политического руководства страны. Если говорить об экспертном пуле, то большинство конструктивных в отношении евразийских процессов склонны воспринимать эти действия, как что-то из ряда вон выходящее.

Тем не менее, считает аналитик, Казахстану удается сохранять баланс и идти по тонкой грани в рамках санкционного противостояния, так как есть понимание, что противодействие идет исключительно в отношении России.

— Ключевое преимущество, на мой взгляд, заключается в том, что Казахстан является частью Евразийского экономического союза. Не будь ЕАЭС, у республики не было формальных оснований для того, чтобы выполнять действия по поддержке российских партнеров. А так все утверждено, все соглашения о создании ЕАЭС признаны международными экономическими объединениями и политическими институтами. И это неоспоримое преимущество, оно позволяет Казахстану быть полезным, эффективным, надежным партнером для Российской Федерации, — отмечает Алибек Таджибаев.

Еще один из со-основателей ЕАЭС, и стратегический партнер России в Центральной Азии, это Кыргызстан. Республика систематически подвергается открытому вмешательству в национальные институты, давлению на высшее политическое руководство, и имеет нарастающее воздействие санкциями США и Евросоюза.
В 2023 году Вашингтон поэтапно вносил в санкционный список кыргызские компании: ОсОО Tro.Ya, ОсОО RM Design and Development, ОсОО «Прогресс Лидер», ЗАО «ГТМЭ Технологии», ОсОО «Карголайн», ОсОО Weitmann Handeln Allianz. По версии американских чиновников, бизнесмены торговали товарами двойного назначения, которые могут быть применены в военных целях.
В 13 антироссийский санкционный список американский Минфин внес ОсОО «Укон» (Ucon Company), также обвинив компанию в поддержке российского ВПК. При этом, по данным Министерства Юстиции Кыргызской Республики, деятельность фирмы «Укон» имеет широкий профиль в области оптовой неспециализированной торговли.

В деловом сообществе Кыргызстана склонны считать, что американские чиновники вынужденно выполняют определенные приказы и установки, когда вносят кыргызский бизнес в списки нарушителей. В Торгово-Промышленной Палате (ТПП) Кыргызской Республики уверены в лояльности европейских и американских коллег.

temir sariev 2

— Западные страны иногда эмоционально принимают какие-то решения, — прокомментировал для «Деловой Евразии» президен ТПП Кыргызской Республики Темир Сариев. — В личных беседах предприниматели европейских стран понимают, что продукты военного назначения мы не поставляем. Есть продукция, которая используется как в гражданских, так и военных целях. Но мы же не знаем, куда эта продукция идёт. Тем более, если идут вторичные продажи, там проконтролировать практически невозможно, и в Европе соглашаются с нашими аргументами. Мы соблюдаем требования, покупаем и продаем то, что потребляет рынок, а остальные, которые перепродают, на это уже мы повлиять не можем.

Соб.инф.
§ Деловая Евразия