Эксперт ЕЭК – о переносе саммита ОДКБ, проблемах Армении в связи с ротацией руководства

Исполняющий обязанности премьер-министра Республики Армения Никол Пашинян заявил, что планирующийся 6 декабря 2018 года саммит глав государств-членов ОДКБ был перенесен по предложению президента Российской Федерации Владимира Путина. Однако помощник президента России Юрий Ушаков, в свою очередь, заявил, что саммит был отменен с учетом соответствующей просьбы Армении, которая готовится к выборам. Каковы же причины сложившейся ситуации, и чего ожидать от развертывающихся вокруг ОДКБ событий, ГАЛА попыталась разобраться с востоковедом, экспертом Российского совета по международным делам Сергеем Мелконяном.

— Саммит стран-членов ОДКБ, который должен был состояться 6 декабря и во время которого должен был быть решен вопрос о назначении Генерального секретаря Организации, перенесен. При этом, кто является инициатором переноса, так и ясно. Что, на Ваш взгляд, могло стать причиной подобного развития событий?

— Информация о том, что встреча была перенесена по просьбе президента России Владимира Путина – версия армянской стороны. Здесь может быть своя логика. Можно предположить, что поскольку стороны заранее так и не пришли к консенсусу относительного нового Генерального секретаря, российская сторона не видит смысла в саммите, который должен был пройти в декабре, так как главным событием саммита должно стать назначение нового секретаря, а не продолжение обсуждений.

Версия российской стороны, которую озвучил помощник президента Юрий Ушаков абсолютно обратна. В Москве заявляют, что саммит перенесен по просьбе Еревана. Данный сценарий является более логичным, поскольку на 9 число назначены выборы. Но проблема заключается не только в самом событии выборов, а в том, как саммит мог повлиять на его результаты. Очевидно, что у Армении почти нет шансов назначить своего кандидата на пост Генерального секретаря. И если бы на запланированном саммите не был утвержден кандидат со стороны Армении, что является наиболее вероятным сценарием развития ситуации, то это было бы внешнеполитическим провалом новых властей, который они бы ощутили при подсчете голосов во время парламентских выборов. Поэтому Никол Пашинян постарался оттянуть столь неприятный момент, сохранив рейтинги в последнюю неделю до выборов.

— В некоторых экспертных кругах бытует мнение о том, что Армения в новых условиях может взять на себя роль посредника, озвучивающего проблемы (которые по тем или иным причинам не могут озвучить иные государства-члены Организации), наличные между странами-членами ОДКБ. В частности, речь идет о противоречиях между Россией и Беларусью. Как Вы считаете, насколько состоятельно данное мнение, и не нанесет ли подобная роль удара по интересам самой Армении?

Данное мнение полностью несостоятельно. Противоречия между Россией и Беларусью решаются в двустороннем формате. Армения не может быть ретранслятором проблем, которые существуют между государствами-членами Организации, поскольку до настоящего момента она как минимум не укрепила свои позиции в рамках ОДКБ. Новое правительство, претендующее на ревизию формата работы Организации, не будет, как минимум в ближайшее время, восприниматься в качестве «своего». Поэтому после инцидента с Хачатуровым, Еревану необходимо укрепить свои позиции, если ОДКБ занимает важное место во внешнестратегическом планировании.

— По мнению некоторых экспертов, отзыв Арменией Генерального секретаря ОДКБ, фактически, обнажил брешь в процедурно-нормативной базе Организации. Можно ли рассматривать данную проблему в качестве положительного импульса в деле совершенствования нормативной базы Организации?

— В нормативно-правовой базе ОДКБ есть большое количество пробелов, которые затрагивают как вопросы функционирования Организации, так и сферу обеспечения безопасности в целом. Однако отзыв Арменией Генерального секретаря не обнажил подобную проблему. Имеется универсальная логика действий, которыми решили пренебречь. Для начала армянская сторона должна была уведомить стороны о запуске процесса смены Генерального секретаря, подготовив список кандидатур, а только затем заводить уголовное дело и отзывать его. Однако все было сделано в обратном порядке, что усугубило ситуацию.

— Как Вы считаете, могут ли углубившиеся противоречия между странами-членами ОДКБ спровоцировать эскалацию Нагорно-Карабахского конфликта?

— Эскалация на границе Нагорно-Карабахской Республики и Республики Азербайджан наблюдалась и в период отсутствия острых противоречий между странами-членами. В действительности, ни одна из сторон не заинтересована в этом, тем более Россия, которая не может позволить себе переход еще одного из конфликтов на постсоветском пространстве в острую фазу. Однако ключевая проблема здесь заключается в росте влияния государств, которые не представлены в Организации, на позицию стран-членов ОДКБ. Данная тенденция довольно опасна, ввиду того, что ряд государств-членов будут выступать ретрансляторами позиции внешних сил, что подорвет дух самой Организации и еще больше ослабит ее роль в обеспечении безопасности.

ЕАК
§ Деловая Евразия