В Бишкеке для него была заложена научная основа

Очередное, восьмое по счету, заседание Консультативного комитета по транспорту и инфраструктуре при Коллегии Евразийской экономической комиссии завершилось в Кыргызстане.
Приняты решения по ряду сложных вопросов в области транспорта и инфраструктуры: Основные Направления и этапы согласования транспортной политики ЕАЭС (ОНСТП); Совместные проекты в рамках сопряжения евразийской интеграции и ЭПШП; Барьеры на пути развития внутреннего рынка ЕАЭС; Международные конвенции и договора, рекомендуемые для присоединения к ним стран-членов ЕАЭС; Создание научно-экспертного совета в сфере транспорта; Научно-исследовательская деятельность в рамках ЕАЭС.

Мероприятие стало ключевым в ходе делового тура, в рамках которого более 60 участников – министров, чиновников и экспертов ЕЭК провели серию встреч и обсуждений в Бишкеке. По словам члена (министра) ЕЭК по транспорту и инфраструктуре, Данила Ибраева, в ближайшее время Коллегия ЕЭК примет решения по итогам прошедшего заседания.

— Сегодня был принят протокол, и пять государств, и соответственно, Евразийская экономическая комиссия, в контексте этих направлений, будет продолжать свою деятельность и активизировано продолжать свою работу, — пояснил министр на брифинге для журналистов. — Что касается единого транспортного пространства, то сейчас готовятся общие принципы, согласно которым будет проводиться дальнейшая либерализация для транспортных перемещений. Нам дано поручение – до конца года принять этот проект решения. И в рамках его, в дальнейшие несколько лет принимать соответствующие решения и механизмы реализации тех направлений которые мы ставим как общие принципы

По мнению ряда участников заседания, дискуссии идут открыто, позволяя поднимать самые острые и неприятные для партнёров вопросы. Так, представитель ЕЭК из России, статс-секретарь – замминистра транспорта РФ, Александр Аристов, отметил, что создаваемое в рамках ЕАЭС единое транспортное пространство (ЕТП) предполагает возможность любого перевозчика любой страны работать в странах Союза, как на внешний контур, так и внутри ЕАЭС.
Как сообщала «Деловая Евразия», крупные грузоперевозчики из стран-партнёров КР в ЕАЭС, такие как Россия и Беларусь, как государства с наиболее развитой инфраструктурой из стран-участниц ЕАЭС, активно завоёвывают рынок перевозок Кыргызстана. В связи с чем, кыргызские перевозчики несут значительные потери. Комментируя эту ситуацию для «Деловой Евразии», эксперт отметил, что, по его мнению, до того момента, как будет сформировано ЕТП ЕАЭС, кыргызстанский перевозчик вряд ли будет вытеснен с рынка.

— Думаю, что этого не произойдет, — отмечает эксперт. — Второй блок, который обязательно присутствует, кроме либерализации, потому что либерализация как раз нужна и необходима, но она должна гарантированно обеспечивать рабочие места и работу всем перевозчикам всех стран; идеология того, что мы сегодня видим, а она – еще не до конца завершенная программа, то, действительно, белорусская сторона удобнее устроена с точки зрения рынка европейского. Для Казахстана удобней рынок китайский. А вот когда это будет единое пространство, то все перевозчики будут работать не только на внешний контур, но и на внутренний, и работы всем будет.

При этом, он подчеркнул, что сам документ и фактическое применение механизмов ЕТП – это не есть одно и то же.

— В документе будет отражена этапность. Эта этапность будет предполагать и учитывать разницу в определенных наших национальных законодательствах и требованиях, и в том числе – в защите на определенном этапе своего перевозчика до тех пор, пока он не станет таким же адекватным по своим возможностям. У нас у разных стран разное состояние транспортной инфраструктуры и коммуникаций.

В свою очередь, Министр ЕЭК, Данил Ибраев в комментарии для редакции отметил, что настоящая программа предусматривает как определение направлений транспортных услуг, так и будет определять этапность, и механизмы реализации.

— Она также будет предусматривать те особенности и заинтересованности, в том числе конкурентную позицию кыргызской стороны. На основе этого и будет происходить реализация этой программы. Поэтому говорить о том, что будет учтено или не учтено – это вопросы наших консультативных групп, в которых равными голосами выступают как Российская Федерация, так и Кыргызская Республика, так и остальных стран. И насколько получится прийти к консенсусу в этом плане, таков и получится документ на самом деле, — подчеркнул Данил Ибраев.

В дополнение к сказанному, участник дискуссии и Беларуси, заместитель министра транспорта и коммуникаций РБ, Александр Шишко, пояснил, что сегодня в рамках ЕАЭС сняты все барьеры. А сами договора переводятся из разряда двусторонних – во внутренние договора в рамках ЕАЭС. При этом, он отмечает важность создания единой системы критериев экологичности для транспортных средств, характерной для аналога ЕАЭС – Европейского Союза.

— Здесь совершенно правильно отмечено, что у нас подвижной состав – разный. Если кыргызские перевозчики только начали обновляться только два года назад, то белорусских перевозчиков давят. Говорят, что мы ближе к Европе, и продавливают требованиями. В Европу не въедешь сегодня на автомобиле ниже Евро-5 и Евро-6. Поэтому, наш перевозчик вынужден покупать этот подвижной состав. Конкурентная среда совсем другая. И поэтому никто и никаких препон для других перевозчиков не ставит. Поэтому мы и работаем для того, чтобы определить: какой же подвижной состав нужен на рынке наших услуг, чтобы перевозчики были в равных условиях. Неравные условия для нас получились не потому, что нам кто-то умышленно препоны создает. Нет, эти неравные условия получились совершенно по другой причине. Мы ближе к Европе, у нас другие факты, чем здесь. И никакой дискриминации в отношении автоперевозчиков у нас никогда не было и нет. Мы обмениваемся нормально, если возникают какие-то вопросы и трения, то мы их снимаем. Поэтому в рамках той, работы, которую мы сегодня проводим, те барьеры, которые у нас еще есть – они будут сняты, — подчеркнул Александр Шишко.

В рамках прошедшего 8-го заседания Комитета, как пояснили организаторы, отсутствовала армянская сторона, в связи с чем, участие экспертной группы из Еревана было обеспечено посредством телевизионной трансляции.

Дмитрий Кубанский
§ Деловая Евразия