По сообщению председателя Евразийской экономической комиссии, в ходе саммита в Казахстане главы стран ЕАЭС достигли договоренностей о координации экономических политик участников.

Разрозненность в выборе векторов экономического развития для интеграционного объединения может стать главным дестабилизирующим фактором взаимодействия. В этой связи можно говорить о том, что принятый документ является одним из главных в стратегическом вопросе выстраивания экономической интеграции. По сути, процессы координации экономической политики представляют собой естественный этап сближения в рамках ЕАЭС, являясь одновременно еще одним доказательством самых серьезных намерений углубления евразийской экономической организации.

В понятие координации экономических политик входит множество других составляющих единого экономического пространства. Все они направлены на полноценное обеспечение четырех свобод: движение товаров; движение капиталов; движение услуг; движение рабочей силы. Функционирование Евразийского экономического союза в условиях множества внешних и внутренних раздражителей обусловило ускорение процессов координации.

Буквально месяцем ранее по итогам заседания Совета Евразийской экономической комиссии представители ЕЭК заявили о первых результатах работы над унификацией денежно-кредитной и бюджетной политики участников ЕАЭС. Недавние девальвационные процессы, присущие поголовному большинству государств постсоветского пространства и все странам-евразийцам, обнажили существующие проблемы торговых партнеров.

В результате снижения курса рубля в России, многие виды продукции других участников ЕАЭС оказались неконкурентоспособны на общем рынке. Ситуацию выровняли аналогичные процессы девальвации. Тем не менее, одним из негативных следствий кризисных явлений стало значительное снижение объемов товарооборота участников. При наличии общей скоординированной финансовой политики в рамках ЕАЭС, отрицательного воздействия спада в экономике одного участника на соседей удалось бы избежать. Унификация финансовой политики, в свою очередь, способна создать предпосылки валютной интеграции участников Евразийского экономического союза. Однако официальные лица государств ЕАЭС и представители ЕЭК дают понять, что процессы внедрения единой валюты имеет лишь потенциальный характер, и время обсуждения этих шагов еще не пришло.

Таким образом, в вопросе восстановления и дальнейшего наращивания торговли между странами-участниками ЕАЭС приоритетными мерами можно назвать именно средне- и долгосрочные процессы координации экономических политик. Снятие административных барьеров и упразднение таможенных процессов не является гарантом многосторонней торговли в режиме единого рынка. Падение объемов товарооборота, помимо всего прочего, может быть вызвано внутренними проблемами экономик и внешним давлением. В свою очередь, унифицированная экономическая политика участников в каком-то смысле автоматически создает инструмент протекции единого экономического пространства.

Стоит отметить, что сегодня участники Евразийского экономического союза обозначают примат поэтапного внедрение интеграционных инициатив. Иными словами, процессы унификации экономических политик, правовых систем и либерализации взаимной торговли протекают постепенно, и «вперед паровоза» никто не стремится. Представители каждой страны евразийской пятерки согласны с тем, что «интеграция ради интеграции» не нужна никому. В этой связи ожидать полноценного функционирования Евразийского экономического союза, который обеспечит главные четыре свободы единого экономического пространства, можно не раньше следующего десятилетия. Однако для масштабных преобразований наднационального характера такие сроки кажутся вполне оправданными.

Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»