Сохранение позиции перекупщика вынуждает партнёров ограждать свои рынки от «кыргызстанских» товаров

В мае 2016 года исполняется вторая годовщина подписания Договора о ЕАЭС Россией, Казахстаном и Белоруссией, а также приобщение Армении и Кыргызстана к пакетам документов по вступлению в ЕАЭС. Год спустя, полноценное вступление КР И РА в Союз рассматривалось как успех интеграционного объединения на постсоветском пространстве. Его сравнивали с успехами создания и функционирования Таможенного Союза между Белоруссией, Казахстаном и Россией: впервые интеграционное образование существовало не только на бумаге, но и реально работало через отмену таможенного контроля и введения единого таможенного тарифа.

В беседе с «Деловой Евразией» магистр гуманитарных наук Бакыт Оспанова, в первую очередь отмечает геополитическую выгоду создания нового политического сообщества, возникшего на эконмической основе.

— В этом ключе расширение ЕАЭС представлялось в качестве доказательства жизнеспособности и привлекательности Союза для других участников, — говорит учёный. — Расширение имело больше политическое нежели экономическое значение для государств-основателей ЕАЭС, в особенности для России. Там видели в этом шаге не только возможность расширения своего влияния на постсоветском пространстве, но и использование этого события в имиджевых целях. В случае с Арменией и Кыргызстаном, их присоединение к ЕАЭС было обусловлено внутриполитическими, экономическими интересами и соображениями обеспечения национальной безопасности. Кыргызстан подтвердил свою пророссийскую ориентацию и предпочёл полагаться на российские вооруженные силы для обеспечения национальной безопасности.

В свою очередь Казахстан, считает учёный, с экономической точки зрения получил меньше дивидендов, чем с точки зрения политической. В экономическом плане ни Армения, ни Кыргызстан не представляют собой значимых торговых партнеров республики, поэтому ожидать резкого роста товарооборота с ними в ближайшей перспективе не стоит.
Так, к моменту присоединения к ЕАЭС Кыргызстан показывал отсутствие деловой зрелости, продолжая удерживаться на позиции реэкспортёра.
Бакыт Оспанова отмечает, что накануне вступления Кыргызстана в ЕАЭС в казахстанских СМИ и деловом сообществе активно муссировалась информация о накоплении на территории КР большого количества автомобилей и товаров народного потребления. Предполагалось, что кыргызские предприниматели планировали ввезти эти товары на территорию ЕАЭС после отмены таможенного контроля. Однако, согласно правилам ЕАЭС все товары, ввезенные до вступления Кыргызстана в ЕАЭС обрабатывались в соответствии с таможенными процедурами Кыргызстана и не признавались товарами, произведенными на территории ЕАЭС.

— Соответственно, при ввозе на территорию Казахстана применялся Единый таможенный тариф ЕАЭС (ЕТТ), что увеличивает стоимость автомобилей и других реэкспортируемых товаров. Казахстан отдельным пунктом оговорил возможность ввоза автомобилей с территории Кыргызстана только после оплаты разницы таможенных пошлин для автомобилей, ввезенных в Кыргызстан с 1 января 2014 года. Таким образом, казахстанские предприниматели, как и предприниматели других государств ЕАЭС не пострадали от потока дешевых «кыргызстанских» товаров. Однако, кыргызстанские предприниматели понесли потери. Учитывая то, что многие положения ЕАЭС начинают действовать на территории Кыргызстана через 1,5-5 лет после вступления республики в Союз, говорить о каких-либо результатах через год после вступления страны в ЕАЭС сложно, — отмечает эксперт.

Другим опасением казахстанских экспертов, связанным со вступлением Кыргызстана в ЕАЭС, были вызовы безопасности в связи с защитой границ и наркотрафиком. Благо, статистика показывает, что на данный момент они не находят своей реализации. Несмотря на ухудшение ситуации в Афганистане в 2015 году, значимых угроз безопасности на территории Казахстана зафиксировано не было, равно как и данных об увеличении объёмов наркотрафика.

— С точки зрения политических дивидендов Казахстан несомненно выиграл от расширения ЕАЭС. Во-первых, мы используем расширение в имиджевых целях, продвигая идею о притягательности евразийской интеграции, предложенной и продвигаемой республикой. Во-вторых, расширение ЕАЭС означает и расширение возможностей для маневрирования, и уменьшает возможность давления России на государства-члены ЕАЭС.
Что касается прогнозов влияния вступления Армении и Кыргызстана в ЕАЭС, то, скорее всего, оно станет конкретным через несколько лет, когда будут отменены все ограничения и особые условия, прописанные в Договорах о присоединении этих стран к ЕАЭС. Принимая во внимание структуру казахстанского импорта и экспорта, ожидать быстрого и резкого роста торгового оборота между Казахстаном и Кыргызстаном ожидать не стоит. В свою очередь, события прошедшего года демонстрируют, что многие страхи и опасения были слегка преувеличены, — подчеркивает Бакыт Оспанова.

Павел Громский
§ Деловая Евразия