Один из сегментов: консолидированный ресурс для уполномоченных органов сторон

29 мая 2014 года президенты Беларуси, Казахстана и России подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Соглашение вступило в силу 1 января 2015 года, с этой даты началось функционирование нового интеграционного объединения на постсоветском пространстве. В течение минувшего года к нему присоединились также Армения и Кыргызстан. О том, каких результатов удалось достичь за этот период в финансовой сфере, о перспективах евразийской интеграции журналу «Финансы, учет, аудит» рассказал член коллегии (министр) Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по экономике и финансовой политике Тимур Сулейменов.

— Тимур Муратович, Евразийскому экономическому союзу более двух лет. Небольшой срок для крупного интеграционного объединения. Что сделано за это время и над чем сейчас работает Комиссия по направлению экономики и финансов?

— Прежде всего, следует отметить, что основны-ми целями создания ЕАЭС  являются стабильное развитие экономик входящих в объединение государств, повышение жизненного уровня проживающих в них граждан, стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобализации.

При подготовке к формированию нового объедения были предприняты практические меры по активизации интеграционных процессов в целом ряде секторов экономики: в торговле, техническом регулировании, таможенном администрировании, конкурентной политике. Проведена работа по кодификации международных договоров, составляющих договорноправовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства. Все это позволило выйти на новый этап взаимовыгодного сотрудничества – создание Евразийского экономического союза.

В 2015 году в ЕАЭС заработал единый рынок услуг. При этом он уже функционирует в 43 секторах, которые составляют около 50% объема производимых государствами – членами ЕАЭС услуг. Формирование единого рынка направлено на снижение стоимости услуг для населения благодаря росту конкуренции бизнеса стран ЕАЭС.

Утвержден перечень секторов (подсекторов) услуг, где формирование единого рынка будет осуществлено в соответствии с планами либерализации с указанием конкретных сроков формирования. На сегодня это 21 сектор, что в стоимостном выражении составляет почти 10% от общего объема услуг в государствах – членах ЕАЭС, а в совокупности с секторами, уже находящимися в едином рынке, превышает 60%.

В части формирования общего финансового рынка приняты соответствующие соглашения, определяющие механизм его функционирования. Так, еще в декабре 2014 года подписано Соглашение об обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в финансовой сфере. Впервые на постсоветском пространстве прописана возможность обмениваться информацией конфиденциального характера, что призвано обеспечить прозрачность деятельности субъектов финансовых рынков Союза. Это создает основу для эффективного административного сотрудничества регуляторов, без которого создание общего финансового рынка невозможно.

Также Евразийской экономической комиссией подготовлен проект Соглашения о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках. Данный документ определяет направления, механизм и сроки гармонизации законодательств в этой сфере. Кроме этого, важным фактором формирования общего финансового рынка является создание единого биржевого пространства. В свя-зи с этим мы разработали Соглашение о допуске брокеров и дилеров одного государства – члена ЕАЭС на биржи других государств-членов. Все это будет способствовать свободному движению капитала в рамках Союза.

Повысить уровень социальной защищенности населения должно подписание разработанного Договора о пенсионном обеспечении трудящих-ся государств-членов ЕАЭС. Основная цель документа – формирование пенсионных прав работников на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан государства трудоустройства, а также решение вопросов, связанных с назначением и экспортом пенсий трудящихся в целях создания правовой основы для работы общих рынков лекарств и медицинских изделий в декабре 2014 года подписаны соглашения о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств и медицинских изделий. Это будет способствовать установлению надлежащих фармацевтических практик и успешному функционированию общего рынка лекарственных средств и медицинских изделий части налоговой сферы разработан проект протокола об обмене информацией в электрон­ ном виде между налоговыми органами государств-членов ЕАЭС для осуществления налогового администрирования.

— Договором о ЕАЭС предусмотрены принципы взаимодействия государств-членов в сфере налогообложения, принципы взимания косвенных налогов и налогообложение доходов физических лиц. Каковы особенности и отличия этих норм от прежних соглашений?

— Важным является то, что в основном документе Союза заложены принцип национального режима в отношении внутреннего налогообложения и регулирования и режим наибольшего благоприятствования (в соответствии с нормами ГАТТ/ВТО).

Вместе с тем остаются отдельные вопросы по применению на практике международных актов, составляющих договорно-правовую базу ЕАЭС. Так, возникают вопросы в отношении соответствия норм национального законодательства Договору о ЕАЭС в части применения не только ставок косвенных налогов, но и условий налогообложения. Над этим мы сейчас активно работаем, проводим консультации с представителями сторон, делаем все для содействия повышению конкурентоспособно-сти хозяйствующих субъектов и устранения налоговых барьеров.

Особо хочу отметить включение в текст Договора о ЕАЭС статьи 73, согласно которой признается право граждан наших стран на недискриминационное налогообложение доходов при работе по найму в любой стране-участнице Договора. Таким образом, если ранее рассматривалась гармонизация принципов налогообложения в отношении косвенных налогов (с целью стимулирования экспорта и развития взаимной торговли в рамках ЕАЭС при экспорте товаров внутри Союза применяется нулевая ставка НДС и/или освобождение от уплаты акцизов), то теперь эти нормы распространяются также и на сферу прямых налогов (в частности, налог на доходы физических лиц).

До заключения Договора о ЕАЭС ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ), полученные по трудовому договору для налоговых резидентов и нерезидентов государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, различались. Так, для резидентов ставки находились в интервале 10-13%, для нерезидентов – 10-30%.  

Это являлось барьером при формировании единого рынка рабочей силы в Едином экономическом пространстве.

С 1 января 2015 года ситуация изменилась. Теперь доходы физических лиц в ЕАЭС, получаемые по трудовым договорам, облагаются по ставкам, установленным для резидентов государства, на территории которого осуществляется трудовой договор.

Таким образом, исключена дискриминация по признаку резидентства при налогообложении до-ходов физических лиц, что способствует формированию единого рынка рабочей силы и свободного их перемещения.

— В последнее время налоговые органы стран ЕАЭС активно внедряют электронные сервисы, призванные облегчить работу субъектов хозяйствования как экспортеров, так и импортеров и сделать механизм подтверждения уплаты косвенных налогов более прозрачным. Что сделано в сфере налогового администрирования?

— Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты акцизов налогоплательщик обязан представить налоговый орган государства, с территории которого вывезены товары, одновременно с налоговой декларацией определенный перечень документов, в частности, к таким документам относится заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов бюджет страны-импортера, которое представляется плательщиком в налоговый орган. Теперь это заявление передается в электронном виде с электронно-цифровой подписью (ЭЦП). Для реализации этого механизма в 2015 году на портале налоговых ведомств государств-членов ЕАЭС начал работать сервис, позволяющий, например, белорусскому импортеру, ввозящему товар из России и являющемуся пользователем системы электронного декларирования, представлять в налоговый орган заявление в виде электронного документа.

Выражением согласия продавца и покупателя на применение заявления в электронном виде с ЭЦП может являться, к примеру, наличие соответствующего положения во внешнеторговом договоре или отражение достигнутой договоренности в рамках деловой переписки. Импортер в электронном виде заполняет заявление, подписывает его ЭЦП и представляет в налоговый орган, в котором он состоит на учете.

Информация о регистрационных номерах и датах заявлений, содержащих электронное подтверждение налогового органа, при ее получении от налогового органа государства-члена ЕАЭС (государства-импортера) размещается на портале налоговых ведомств в соответствующем разделе по проверке заявления.

Таким образом, для налогоплательщиков уже сейчас реализован интернет-сервис по проверке контрагента на сайтах налоговых ведомств по различным показателям. Для проверки наличия информации на портале налогового ведомства экспортер должен ввести реквизиты (то есть регистрационный номер и дату) заявления, информацию о котором ему предоставил покупатель (импортер).

— Тимур Муратович, порядок применения нулевой ставки по НДС по экспортируемым товарам при отсутствии таможенного оформления не имеет аналогов в мировой практике. За 10 лет применения такого механизма между предприятиями Беларуси и России наработана определенная практика, высветились преимущества и недостатки. Экспортеры обращают внимание на то, что во многих случаях получение подтверждений из страны-импортера не позволяет своевременно получить нулевую ставку. По их мнению, тем более при наличии электронных технологий, необходимо изменить порядок, заменив получение подтверждений на сообщение в электронном виде налоговой инспекции, контролирующей импортера, об отгрузке товаров, работ, услуг. Не планируется ли в связи с этим внесение изменений в приложение № 18 к Договору о ЕАЭС?

— Да, действительно, получение подтверждений на бумажном носителе или в электронном виде из страны-импортера о поступивших туда товарах и уплате налога на добавленную стоимость в бюд-жет страны-импортера часто вызывает по различным причинам затруднения. Тем более получение этого сообщения зависит не только от факта поступления товаров, но и от добросовестности импортера как плательщика, его финансового состояния, возможностей рассчитаться с бюджетом. В таком случае предложения экспортеров об изменении порядка информирования об экспорте и импорте товаров, т.е. о повороте механизма оповещения на 180 градусов, наверное, имеют под собой почву. С этой целью Евразийская экономическая комиссия проведет консультации с представителями государственных органов и бизнеса государств-участников ЕАЭС и внимательно изучит данную проблему, чтобы убрать имеющиеся препятствия во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов.

Внедрение информационных технологий, касающихся в том числе работы налоговых органов, продолжится и далее. Проводится тестирование разработанных программных средств, обеспечивающих формирование и ведение Товарной номенклатуры и Единого таможенного тарифа (ТН ВЭД и ЕТТ ЕАЭС) в электронном виде. Планируется организация информационного взаимодействия между ЕЭК и уполномоченными органами сторон с целью предоставления информации о внесенных изменениях в ТН ВЭД и ЕТТ ЕАЭС в формализованном электронном виде. Таким образом, осуществляется формирование консолидированного информационного ресурса, которым могут пользоваться уполномоченные органы сторон.

В целом же предстоит еще довольно большая работа по гармонизации налогового законодательства государств-членов ЕАЭС. В частности, планируется дальнейшая гармонизация косвенного налогообложения взаимной торговли товарами, координация норм правового регулирования трансфертного ценообразования. Также ведется разработка международного акта по гармонизации ставок акцизов на наиболее чувствительные подакцизные товары, соглашений о принципах ведения налоговой политики в области акцизов в отношении алкогольной и табачной продукции.

— В каких направлениях развивается международное сотрудничество Евразийской экономической комиссии?

— Международное взаимодействие строится на основе интересов государств, входящих в ЕАЭС. За время функционирования Союза подписаны меморандумы о сотрудничестве и взаимодействии с различными международными организациями (СНГ, Европейской экономической комиссией ООН и др.) и правительствами других государств, заключено соглашение о создании зоны свободной торговли с Вьетнамом.

В части вопросов налогового законодательства важным представляется отслеживание новых ме-тодик налогового контроля и тенденций совершенствования регулирующих норм. Так, ЕЭК взаимодействует с рядом профильных международных организаций, такими как Международный центр по налогам и инвестициям, Международная налоговая ассоциация и т.д.

Взаимодействуем с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Изучаем возможность применения странами ЕАЭС Стандарта ОЭСР по автоматическому обмену информацией о счетах для налоговых целей, который был разработан также с целью борьбы с уклонением от уплаты налогов. Инициативы ОЭСР направлены на противодействие «размыванию» налоговой базы и выводу прибыли в офшорные юрисдикции, на снижение рисков, связанных с налоговым администрированием транснациональных компаний, и многое другое.

Также изучаем опыт Европейского союза по гармонизации законодательства для устранения налоговых барьеров на внутреннем рынке, устранению двойного налогообложения, налогового контроля за трансфертным ценообразованием, обеспечению борьбы с налоговыми правонарушениями.

В современном мире крайне трудно выжить и быть услышанным в одиночку. Все стараются найти определенные форматы взаимодействия для реализации совместных проектов, отстаивания интересов в рамках глобальной повестки дня. Поэтому региональная интеграция становится важным фактором устойчивого развития государств. От эффективности интеграционных процессов во многом зависит возможность структурных преобразований национальных экономик, повышения их конкурентоспособности.

Евразийский экономический союз становится своего рода катализатором экономического роста стран-участниц, в том числе посредством создания единых рынков и налаживания промышленной кооперации в различных отраслях.

Пресс-служба ЕЭК
§ Деловая Евразия