Достичь этого смогут через устранение барьеров и оптимизацию управления
Как сообщала «Деловая Евразия», в Астане проходит Международный форум «Евразийская неделя 2017».
Значительное внимание уделено углублению интеграции через ряд шагов, в частности, выработку согласованной повестки и Дорожной карты по устранению барьеров и изъятий в торговле.
Важнейшим направлением признана проработка общей стратегии по цифровой повестке. Значительная часть дискуссий оборачивается вокруг этого.
— Интеграция должна учитывать тенденции современной экономики, — отмечает в интервью «Деловой Евразии» исполнительный директор Информационно-аналитического центра «Евразия-Поволжье» Марина Лапенко. — Речь идет не только о торговле, а о современных трансформациях. Например, на Панельной дискуссии «Цифровая перезарузка ЕАЭС. Новый взгляд на экономику!» был рассмотрен совместный доклад Всемирного Банка и Евразийской экономической комиссии «Цифровая повестка ЕАЭС 2025: перспективы и рекомендации», в котором представлены основные направления цифровой повестки ЕАЭС, целевая модель формирования цифрового пространства ЕАЭС, возможный мультипликативный эффект и цифровые дивиденды.
Реализация цифровой повестки ЕАЭС до 2025 г. позволит осуществить ускоренный переход экономик на новый технологический уклад, обеспечить качественный и устойчивый экономический рост, развитие инноваций, повышение эффективности экономических процессов и повышение конкурентоспособности экономик стран-ЕАЭС.
Не менее важным аспектом интеграции является необходимость дальнейшего улучшения системы управления интеграции. В частности, необходимо ускорить процесс согласования внутри ЕАЭС и принятия решений. В данный момент они принимаются медленно. На согласование отдельных вопросов уходит много времени, и когда они уже выдаются как результат, они не соответствуют экономической конъюнктуре. В действительности Евразийская экономическая комиссия может более оперативно и более успешно, чем национальные бюрократические аппараты стран-ЕАЭС принимать решения, соответствующие быстро меняющимся экономическим условиям.
Еще один сдерживающий фактор развития интеграции – это наличие изъятий и барьеров. В тот период когда шел процесс принятия Договора о ЕАЭС (это 2013-2015 годы) было одно представление о необходимых изъятиях и барьерах. В настоящий момент зафиксированные барьеры и изъятия требуют пересмотра и адаптации с учетом новых условий. Вместе с тем, национальные правительства намерены сохранить установленные на тот момент позиции по барьерам и изъятиям.
Вопрос выработки единой политики и подходов к развитию ЕАЭС остается основой работы ЕЭК с национальными органами власти стран-участниц Союза.
— Нужно выработать взаимопонимание у стран и по поводу изъятий, и по цифровой повестке. В этом вопросе тоже нет общего понимания. В России цифровая повестка принята как основа, аналогичная будет презентована в Казахстане – 13 сентября этого года. В остальных странах ЕАЭС есть национальные программы, но нет цифровой повестки. Евразийская экономическая комиссия внимательно следит за основными экономическими трендами, и развивает не только те направдения сотрудничества, которые прописаны в Договоре о ЕАЭС, но и такие новые направления как Цифровая повестка. Отсюда вытекает и необходимость дальнейшей адатпации организационной системы ЕАЭС: старые системы управления не могут работать в новых условиях оцифровки, — отмечает эксперт.
На «Евразийской неделе» не остались незамеченными серьезные интеграционные достижения – это рост торговли и ВВП в странах-участницах ЕАЭС, и первый интеграционный эффект в торговле с Вьетнамом. После подписания соглашения о создании ЗСТ Вьетнама и ЕАЭС взаимная торговля выросла на 26,2% в первом полугодии 2017 года.
— Дальнейшее развитие Евразийского экономического союза зависит не только от взаимного сотрудничества стран-ЕАЭС, — продолжает Мариан Лапенко, — но и от активной позиции на мировой арене. Евразийский экономический союз достаточно активно выстраивает устойчивые экономические связи с третьими странами и региональными интеграционными группировками.
В активной стадии находится переговорный процесс о создании Зоны свободной торговли с Ираном, Израилем, Индией, Сербией и Сингапуром. Кроме того, реализуется и второй формат взаимодействия с третьими странами – это подписание Меморандума о сотрудничестве.
Василий Кочанов
§ Деловая Евразия