Гармонизация рынка спровоцирует рост взаимных и внешних продаж в ряде секторов
В сентябре главы национальных банков ЕАЭС подписали новый плановый документ – Соглашение о гармонизации законодательства государств-членов ЕАЭС в сфере финансового рынка. Как сообщала «Деловая Евразия», создание рынка нацелено на управление капиталом, рисками, рост конкуренции, и активное вовлечение бизнеса использовать кредитные ресурсы. Подписанный в Ереване документ уточняет ряд моментов в этом направлении. За детальным разъяснением редакция обратилась в департамент финансовой политики Евразийской экономической комиссии, к его главе – директору Арману Хачатряну.
— Арман Генрикович, благодарим Вас за оказанное внимание к вопросам редакции. Департамент финансовой политики, как можно видеть, ведет одно из сложнейших направлений Евразийской экономической комиссии. В ЕАЭС создается рынок финансовых услуг. В какие сроки планируется его сформировать?
— 2025 год обозначен как рубеж для формирования общего финансового рынка. Поставлена задача создать комфортное пространство для потребителей и поставщиков финансовых услуг и содействие экономическому росту в масштабах Союза.
Для решения этой задачи ЕЭК ведёт работу одновременно по трём тесно взаимосвязанным направлениям.
Первое – гармонизация законодательств стран Союза.
В сентябре было одобрено членами Совета ЕЭК – вице-премьерами государств ЕАЭС разработанное ЕЭК Соглашение о гармонизации законодательства государств-членов ЕАЭС в сфере финансового рынка. Оно определяет направления и порядок гармонизации законодательства государств-членов Союза в банковском, страховом секторах и секторе услуг на рынке ценных бумаг на основе международных принципов и стандартов либо наилучшей международной практики в сфере регулирования финансового рынка.
Документ был разработан в целях создания в рамках ЕАЭС общего финансового рынка, обеспечения признания лицензий на осуществление деятельности во всех секторах финансовых услуг и взаимного недискриминационного доступа на финансовые рынки.
Принятое соглашение «запускает» процесс разработки Плана гармонизации, который установит конкретные этапы и сроки проведения гармонизации законодательства государств-членов и фактически станет «дорожной картой» по сближению норм и требований, предусмотренных национальным законодательством в финансовой сфере.
Второе – немедленный прямой допуск там, где это возможно, на финансовые рынки друг друга.
По инициативе ЕЭК разработано и прошло процедуру внутригосударственного согласования во всех пяти странах Соглашение о допуске брокеров и дилеров одного государства-члена ЕАЭС на биржи других государств-членов. В стадии разработки второе соглашение того же рода – о прямом, поверх границ, допуске акций и облигаций на любую из бирж в рамках Союза.
Третье – разработка Концепции формирования общего финансового рынка.
В декабре 2016 года Президенты всех пяти стран поручили правительствам и центральным банкам совместно с Евразийской экономической комиссией подготовить программный документ – Концепцию формирования общего финансового рынка Союза.
В Концепции будут определены основные цели, принципы, задачи, этапы и ожидаемые результаты формирования общего финансового рынка ЕАЭС; правовая основа и основные направления его функционирования; порядок информационного взаимодействия и административного сотрудничества регуляторов финансового рынка; задачи и полномочия наднационального органа по регулированию общего финансового рынка ЕАЭС; ключевые мероприятия по реализации Концепции и др. В настоящее время регуляторы финансовых рынков стран Союза совместно с ЕЭК продолжают активную работу над проектом Концепции.
— Будут ли создаваться иные рынки, в рамках финансового, указанные в Соглашении? В какие сроки?
В соответствии с Договором о Союзе стороны взяли на себя обязательство к 2025 году сформировать общий финансовый рынок в банковской и страховой сферах, на рынке ценных бумаг.
ЕЭК совместно со сторонами приступает к разработке Плана гармонизации законодательства в банковском и страховом сегментах. Также речь должна идти о подписанном сторонами и включённом в право Союза Соглашении об обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в финансовой сфере в целях создания условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала.
Прорабатывается и ряд других направлений для сотрудничества в рамках общего финансового рынка. Например, обмен информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов ЕАЭС для осуществления налогового администрирования
— Как создание рынка услуг отразится на взаимодействии стран-членов ЕАЭС с третьими странами?
— Этот вопрос можно разделить на две части. С юридической точки зрения государства-члены осуществляют внешнеторговую политику в области услуг с третьими странами самостоятельно. Договором предусмотрена только необходимость координации такой деятельности.
В то же время создание ЕАЭС дает новые возможности. Третьи страны начинают рассматривать Союз как единого торгового партнера, состоящего из рынков пяти государств, что, в свою очередь, создает дополнительную инвестиционную привлекательность рынков наших государств-членов.
Теперь есть возможность проводить переговоры о заключении соглашений о свободной торговле на общей площадке, то есть государствам-членам не надо отдельно, индивидуально договариваться с партнерами о начале переговоров по доступу на рынок услуг. На наш взгляд, это особенно важно для Армении и Кыргызстана.
При этом, при заключении соглашений о свободной торговле государства-члены самостоятельно оговаривают условия выхода своих поставщиков на рынок третьей страны и, соответственно, поставщиков такой третьей страны на свой рынок.
В итоге создание единого рынка услуг оказывает влияние на увеличение объемов торговли не только внутри Союза, но и с зарубежными партнерами.
— Постоянно обсуждаемая тема – единый финансовый рынок как предвестник введения в ЕАЭС единой валюты. Насколько подписание Соглашения влияет на процесс ввода единой валюты?
— В настоящее время вопрос о введении единой евразийской валюты в практическом плане не рассматривается.
Полагаем, что на данном этапе более актуальной задачей является активизация взаимных расчетов в национальных валютах между резидентами стран Союза при осуществлении трансграничных внешнеторговых операций. Эта задача определена Договором о ЕАЭС и является важной предпосылкой формирования общего финансового рынка.
Полина Беккер
§ Деловая Евразия