С евразийцами выгоднее сотрудничать как с партнерами по «интеграции интеграций»

Как сообщала «Деловая Евразия», в Кыргызстане рассматривается возможность раширения ЕАЭС. В Национальной академии наук отмечают такую вероятность в силу присоединения к альянсу стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, в частности, Китая. Между тем, в Российской Федерации расширение евразийского пространства считают не столько в рамках интеграционных проектов, сколько – в рамках серии двусторонних программ. За прояснением ситуации «ДЕА» обратилась к директору ИАЦ «Евразия-Поволжье» Марине Лапенко.

— Марина Владимировна, насколько сегодня можно говорить о интеграции ЕАЭС с другими рынками? Ведь ЕАЭС на сегодня – самое молождое экономическое объединение.

— В условиях мирового экономического кризиса, общей геополитической нестабильности – только углубление экономического партнёрства способно стабилизировать и ускорить развитие стран евразийского пространства. Евразийский экономический союз успешно прошел этап становления как международной региональной организации, получил международную правосубъектность и на данном этапе наиболее актуальная задача – это развитие сотрудничества Евразийского экономического союза с третьими странами и интеграционными объединениями. ЕАЭС осуществляет международное сотрудничество с государствами, международными организациями и международными интеграционными объединениями и заключать с ними международные договоры по вопросам, отнесенным к его компетенции. Эти права закрпелены в Договоре от 29 мая 2014 года, а порядок сотрудничества устанавливается решением Высшего Евразийского экономического совета.

— В сотрудничестве с ЕАЭС заинтересованы и внешние партнеры из числа стран с постсоветского пространства, и страны дальнего зарубежья. Это, в рамках расширения евразийской интеграции – более чем неплохо, но нужны же какие-то механизмы?

— Путем расширения шел Европейский союз. В ЕС выработана процедура под названием «Копенгагенские критерии». Создание аналогичных механизмов рассматривается и в ЕАЭС. Например, в настоящий момент анализируется возможность вступления Таджикистана и на данном этапе – это единственный реальный кандидат на вступление. Другим вариантом взаимодействия может стать создание Зон свободной торговли (ЗСТ), или выстраивание особых партнерских отношений между ЕЭК и правительствами третьих стран. Так, 25 мая 2015 года Вьетнам и ЕАЭС подписали Соглашение об образовании ЗСТ с целью увеличения товарооборота и улучшения торгово-экономических отношений. Помимо Вьетнама в переговорный процесс включились и другие государства – Израиль, Индия, Египет. Еще один механизм взаимодействия – это выстраивание особых партнерских отношений между интеграционными объединениями. Для ЕАЭС перспективно сотрудничество с ЕС, Общим рынком стран Южной Америки – МЕРКОСУР, Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Сотрудничество планируется формализовать за счет заключения меморандумов о взаимопонимании, в рамках которых в дальнейшем могут быть развиты регулярные диалоги по торгово-экономическим вопросам. Так появятся новые эффективные возможности продвижения интересов бизнеса ЕАЭС на внешних рынках, новые площадки для формирования деловых контактов и взаимовыгодного сотрудничества, — поясняет эксперт.

— Одно из ключевых интеграционных объединений, с которым предстоит взаимодействовать ЕАЭС – это ЕС. Здесь сотрудничество является важной целью реализации евразийской интеграции и формирования ЕАЭС как конкурентноспособного союза, а в перспективе и создание платформы для построения новой, равновесной экономической системы на континенте. Перспектива развития взаимоотношений: ЕС – ЕАЭС, что-то вроде «интеграции интеграций»? Как такое возможно?

— В настоящее время набирает обороты продвижение Китая на Запад, и основной «дорогой» Поднебесной в направлении Европы является Экономический пояс шелкового пути (ЭПШП). Здесь как раз и имеет все шансы проявиться принцип «интеграции интеграций». С весны 2015 года начался переговорный процесс по торгово-экономическому соглашению ЕАЭС и Китая, а также научно-исследовательская работа по изучению возможности «сопряжения» проекта строительства ЕАЭС и ЭПШП. Этот термин впервые появился в «Совместном заявлении РФ и КНР о сотрудничестве по сопряжению строительства ЕАЭС и ЭПШП», подписанном 8 мая 2015 года лидерами России и Китая. А в июне президент РФ В. В. Путин на Петербургском экономическом форуме объявил о готовности включиться в интеграционный проект Пекина. «Двусторонний аспект – это чрезвычайно важно для Китая и России, потому что позволяет объединять наши усилия в высокотехнологичных сферах, в транспорте, в инфраструктуре. Для нас это важно, потому что мы рассчитываем, что это позволит нам развивать Дальний Восток», – подчеркнул Президент РФ. С момента подписания Совместного заявления представители государств-участников ЕАЭС и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) не раз проводили консультации в различных форматах.
Вместе с тем, еще одной формой взаимодействия Евразийского экономического союза и внешних партнеров может стать принцип установления особых отношений без членства и строгих обязательств по ЗСТ. Он уже успешно действует в Юго-Восточной Азии, а опыт нашел обобщение в теории открытого или просвещенного регионализма.  Не расширяя своего состава, Ассоциация Юго-Восточной Азии (АСЕАН) создала широкие региональные и межрегиональные структуры сотрудничества на основе принципа концентрических кругов особых отношений. Первый, самый узкий – внутри группировки. Это отношения 10 стран. Второй, более широкий – по линии отношений в формате АСЕАН+3 (Китай, Япония и Южная Корея). Еще более широкий, в формате формирующегося Восточноазиатского сообщества АСЕАН+6 (Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Австралия, Новая Зеландия). И, наконец, самый широкий круг, который включает все страны АТЭС. В данной схеме выстраивания отношений присутствует четкая логика: наращивая усилия по сотрудничеству внутри АСЕАН, эта интеграционная группировка может эффективно вступать в более широкие региональные объединения, а те в свою очередь могут содействовать продвижению интересов АСЕАН и усиливать сотрудничество стран-членов на глобальном и региональном уровне.

— Каким образом можно использовать опыт АСЕАН для Евразийского экономического союза?

— Данный механизм возможно, выстроить в рамках внешнего контура ЕАЭС. В свете снятия санкций с Ирана и его выходом из международной изоляции открывается новый этап взаимодейсвтия между ИРИ и евразийским пространством. Иран – это перспективный внешний партнер, особые отношения с которым создадут предпосылки для активизации экономического сотрудничества.
Особые формы взаимодействия с Индией и Китаем также важны в силу того, что данные региональные лидеры имеют собственные модели реализации проекта Шелкового Пути, и для ЕАЭС необходимо сопряжение данных интеграционных проектов и формирование общих подходов к развитию инфраструктурных инициатив в евразийском регионе. Также важен и синергетический эффект от объединения потенциала ЕАЭС и БРИКС, с учетом имеющегося у группировки политического, финансового, торгового и инфраструктурного взаимодействия.

— Речь уж идет о максимально широкой орбите – и Южная Америка, и Юго-Восточная Азия, Индокитай...

— Да, и глобальная задача ЕАЭС в рамках данного варианта внешнего сотрудничества – это широкий круг взаимодействия, который бы включал все страны Евразии (например, в формате Большого евразийского сообщества) и был способен конкурировать с такими геополитическими проектами как, Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство и Транс-Тихоокеанское партнерство. Таким образом, развитие ЕАЭС не стоит на месте. Объединение является привлекательным для многих государств на евразийском пространстве. Увеличение числа участников Евразийского экономического союза повышает его авторитет на международной арене, а особые формы сотрудничества могут сделать его конкурентоспособным интеграционным образованием.

Павел Громский
§ Деловая Евразия