Направления Стратегии развития евразийской интеграции одобрены, но не приняты

Касым-Жоомарт Токаев подверг критике работу наднациональных органов ЕАЭС. Президент, в частности, отметил, что в настоящий момент главный наднациональный орган ЕАЭС – Евразийская экономическая комиссия, функционирует с рядом нарушений, среди которых выделяются отход от принципа равенства при формировании кадрового состава, и слабая коммуникация между ЕЭК и национальными правительствами.

Оба нарушения, по мнению президента, влияют на качество работы всего объединения, а также, к утрате доверия в сообществах стран-членов ЕАЭС.

20 05 19 k j tokaev 1

— Хотел бы еще раз поздравить своих коллег с юбилеем, 75-летием Победы в Великой отечественной Войне. Мы в Казахстане чтим этот праздник, и этот праздник имеет всемирное историческое значение.
Председательство Республики Беларусь проходит в очень непростое время. В апреле, по инициативе Александра Григорьевича Лукашенко мы провели наше заседание Высшего Совета в новом формате. Считаю этот формат, с учетом стремительной цифровизации, достаточно актуальным и даже эффективным для принятия оперативных решений.

Проект повестки дня включает важный вопрос для будущего нашей интеграции на стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции на период до 2025 года. В целом, поддерживая идею его принятия, полагаю, существуют вопросы, которые требуют дополнительного обсуждения и проработки.

— Учитывая особую важность данного документа, который закладывает основные контуры интеграции на годы вперед, видится целесообразным обсудить его дополнительно и принять в ходе очной встречи. Рано или поздно мы увидимся друг с другом.

— Крайне важным считаю завершить строительство мощного фундамента для движения вперед. То есть, следует на практике обеспечить движение товаров без барьеров и ограничений, строить единый рынок услуг в согласованных сторонами секторах, готовиться к общему энергетическому и финансовому рынкам.

— Безусловно, сотрудничество между нами многогранно, и оно затрагивает практически весь спектр экономических, социальных и гуманитарных отношений. Рассмотрение этих вопросов в пятистороннем формате, с привлечением Евразийской экономической комиссии может затруднить их практическую реализацию. Включение в полном объеме таких вопросов как здравоохранение, образование, наука – в сферу компетенций Комиссии может существенно поменять ее экономическую направленность. Другими словами, будет противоречить сути договора о создании Евразийского экономического союза от 2015 года. Поэтому считаю, что по данным направлениям следует двигаться в пределах того, что заложено в проекте Стратегических направлений, то есть, рассматривать их как отрасль экономики, без искусственного дальнейшего расширения и углубления в дальнейшем. Наша интеграционная работа должна учитывать особенности национальной правовой системы и исходить из принципа необходимой достаточности при рассмотрении вопросов гармонизации и унификации национальных законодательств.

— Предлагаемые в Стратегии «гармонизация и унификация» законодательства, в части установления правовой ответственности – административной и уголовной, в ряде отраслей, речь идет о таможенном деле, техническом регулировании, защите прав потребителей, на наш взгляд, пока не отвечают принципу разумной достаточности. А это приведет к отторжению Стратегии национальным общественным мнением, поскольку Стратегия ограничит суверенные права правительств и парламента.
При этом надо учитывать, что в рамках имеющихся договоренностей между компетентными органами существует широкое поле для административного сотрудничества, обмена информацией о нарушениях и нарушителях, совместной работы по предотвращению угроз трансграничного характера, пресечению нарушений и преступлений.

— Следует аккуратно подходить к вопросам расширения полномочий Евразийской экономической комиссии. Предоставление Комиссии права участия в двусторонних переговорах государств-членов с третьими странами по вопросам торговли услугами требует, конечно же, дополнительного изучения.
Вообще, очень трудно представить, как это будет происходить на практике – на двухсторонних переговорах присутствует представитель Комиссии. Сфера торговли услугами и инвестиции являются национальной компетенцией, так как не затрагивает интересы других стран. Соответственно, отвлечение человеческих и финансовых ресурсов Комиссии на данную работу нам, откровенно говоря, непонятно. Другое дело – стороны могли бы информировать Евразийскую экономическую комиссию о договоренностях с третьими странами, а в отдельных случаях – просить представителей комиссии оказать консультационную помощь в подготовке к переговорам, обмениваться опытом и информацией, полезной для переговоров.

— Мы планируем принять важный стратегический документ, который определит развитие евразийского экономического сообщества на ближайшую пятилетку. По сути, это большое историческое событие, которое требует тщательной проработки со всех сторон. Будь это содержание самого документа, или само организационно-протокольное оформление, или информационное сопровождение.
Представители комиссии на днях уже анонсировали приятие главами государств Стратегии. Я думаю, что это неуместное забегание вперед – президентам надо дать возможность обсудит и самим самостоятельно принять решение. Будем ли мы принимать стратегию – этот очень важный документ, или нет?
Бывают такие случаи, когда проявляется чрезмерное честолюбие некоторых представителей Евразийской экономической комиссии, дескать, мы подготовили документ, а дело президентов – принять. Но, думаю, что мы должны все же воспользоваться правом глав государств – этот документ обсудить дополнительно, с тем, чтобы не допустить впредь ошибок. И, следовательно, избежать критики общественного мнения.
Вместе с тем, правительства наших стран вместе с комиссией могли бы начать работу по подготовке план реализации Стратегии. Это позволит комплексно увидеть горизонты, к которыми мы должны стремиться.

— Хотел бы остановиться на работе наднационального органа – нашей Евразийской Экономической Комиссии. Создание её в 2012 году было необходимым, но непростым решением. Ведь нашим странам пришлось делиться, а порой и полностью передавать суверенные функции и компетенции новому и наднациональному органу. Очевидно, что и сегодня желание и возможность сторон передавать наднациональные компетенции Комиссии напрямую зависит от её профессионализма, состоятельности и умения комиссии защитить интересы всех стран-участниц.
Фундаментальным вопросом является доверие правительств, парламентов, и, самое главное – обществ. Критически важно понимание гражданами и бизнесом каждой страны того, что решения важных и насущных вопросов – от таможенных пошлин до ветеринарной безопасности, происходит с учетом их интересов. Поэтому так важен вопрос кадрового состава Евразийской экономической комиссии. Как известно, договором о Союзе предусмотрена равная представленность должностных лиц в Комиссии. Речь идет о директорах и замдиректорах департаментов. Однако, набор на занятие исполнительских должностей Комиссии осуществляется с учетом долевого участия сторон финансирования Комиссии. Казахстан, как вы знаете, изначально выступал против такого подхода, и по этому вопросу неоднократно высказывался наш первый президент Нурсултан Абишевич Назарбаев. Тем не менее, в интересах подписания Договора о Союзе, мы смягчили свою позицию, как бы уступили.
Считаем, что квотирование, распределение сотрудников граждан наших стран по процентам не полезно для нашего общего дела. Как это принято во всех международных организациях, объем финансирования Комиссии не должен служить основным критерием для формирования штата наднационального органа, поскольку он не обеспечивает основных принципов функционирования Евразийского экономического союза.
Если мы действительно хотим, чтобы Евразийская экономическая Комиссия воспринималась в качестве общего наднационального органа, следует предоставить равный доступ для работы граждан каждого из государств союза, базируясь, прежде всего, на профессиональных качествах сотрудников.
Сотрудничество по линии ЕАЭС в данных условиях мы рассматриваем как приоритетное направление и ключевой элемент восстановления экономики.

— Как вы знаете, принят ряд мер, направленных на обеспечение продовольственной безопасности, обеспечение доступности диагностических и лекарственных средств, используемых в борьбе с коронавирусной инфекцией. Подписано совместное заявление, направленное на развитие взаимодействия в сфере здравоохранения и борьбы с пандемией. Считаю, что Парламент Узбекистана на днях принял важное решение о вступлении страны в качестве наблюдателя в Евразийский экономический союз, и полагаю, что мы должны приветствовать это решение.

— Вместе с тем, предлагаю обратить внимание на ряд аспектов, решение которых может выступить катализатором посткризисного развития.

— Первое. Важно максимально содействовать сохранению и наращиванию объемов взаимной торговли, обеспечивать диверсификацию ее номенклатуры и ее баланс. Необходим план поэтапного снятия ограничений и барьеров, которые возникли во время пандемии.
Наши ведомства в сфере здравоохранения, санитарного, ветеринарного, иных видов контроля должны учесть уроки кризиса и предложить эффективные механизмы взаимодействия, обеспечивающие, с одной стороны, безопасность наших граждан, а с другой стороны – безбарьерное движение товаров. Как в вопросе борьбы с пандемией, так и при последующем снятии ограничений, важна слаженная работа транспортных властей, санитарных служб, пограничных ведомств.

— Второе. Необходимо существенно активизировать работу по запуску интегрированной информационной системы союза. Система предназначена для обеспечения межгосударственного обмена данными и электронными документами, созданию общих информационных ресурсов. Однако, с 2015 года из 88 общих процессов внедрены только 19, или 21%.
Цифровизация ключевых аспектов взаимодействия государственных органов наших стран будет способствовать упрощению бизнес-процессов, увеличению взаимного товарооборота, снижению административной нагрузки на бизнес.

— Третье. Во всем мире, в условиях кризиса снижается покупательский спрос, закрываются предприятия, разрываются исторические связи. В таких условиях необходимо развивать транспортно-логистические услуги.
Наши страны находятся в выгодном географическом положении. При этом, имеющийся потенциал еще не реализован.
В рамках этой работы мы уже приступили к созданию национальной товаропроводящей системы, которая к 2022 году будет состоять из 24 оптово-распределительных центров. Это даст возможность хранения, обработки и распределения порядка пяти миллионов тонн агропродукции. Предлагаю проработать возможность создания общей товарораспределительной сети с заинтересованными странами Союза.
Предлагаю также государствам-членам нашего союза активно принять участие в данной инициативе в качестве инвесторов, подрядчиков, пользователей.

— Четвертое. Сегодня бизнес наших стран находится в очень сложной ситуации. Нарушены планы развития производства, цепочки поставок, выросла кредиторская задолженность. Практически все ресурсы брошены на стабилизацию работы, сохранение рабочих мест. Поэтому исполнение отдельных, наиболее затратных решений органов союза не является разумной мерой, во всяком случае – на данном этапе развития нашей организации.
К таким решениям, возможно, относятся планы по обязательной маркировке, но этот вопрос, конечно же, должны рассмотреть правительства, в рамках Комиссии.

— Пятое. Уже сейчас мы должны готовиться к посткризисному периоду. Правительством Казахстана разработан антикризисный план. Уверен, что аналогичная работа проведена и в других странах. Поэтому, предлагаю активнее использовать площадку руководителей министерств финансово-экономического блока наших стран, в целом – правительств для обсуждения мер реагирования на внешние вызовы и развитию экономик в посткризисный период.

Документ «О стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года», как сообщала «Деловая Евразия», был рассмотрен в ходе заседания Высшего евразийского экономического совета, прошедшего в формате онлайн-конференции под председательством президента Беларуси Александра Лукашенко.
Рассмотрено более десяти вопросов, среди которых – приоритеты евразийской экономической интеграции, услуги транспортировки газа, принятие новых членов в качестве наблюдателей, регламент предстоящего очередного саммита ВЕЭС.

Соб.инф.
§ Деловая Евразия