Отказ стран Евразии от интеграции выведет их в разряд аутсайдеров

Внешний контур евразийской экономической интеграции расширяется через участие новых членов. В мае Республика Узбекистан заявила о своем намерении стать наблюдателем при ЕАЭС. Аналогичный статус после ряда процедур получит и Куба. Вопрос об этой латиноамериканской стране рассмотрен на прошедшем 11 мая 2020 года заседании ВЕЭС.

— Беларусь, Кыргызстан и Армения согласны на предоставление Кубе статуса наблюдателя, — сообщил глава Коллегии ЕЭК Михаил Мясникович. — Казахстан высказался за проведение дополнительных консультаций с кубинской стороной. Россия также предложила провести консультации, чтобы уточнить все аспекты.

Куба более двух лет исследует партнерство с Евразийским экономическим союзом. Вслед за Республикой Молдовы эта страна, как и Республика Узбекистан, готовится стать наблюдателем при ЕАЭС.

— Считаю, что Парламент Узбекистана на днях принял важное решение о вступлении страны в качестве наблюдателя в Евразийский экономический союз, и полагаю, что мы должны приветствовать это решение, — подчеркнул Касым-Жоомарт Токаев.

Узбекистан и Таджикистан являются наиболее крупными торговыми партнерами ЕАЭС по СНГ. Расширение этого партнерства – она из задач объединения.

— 2020 год для Евразийского экономического союза проходит под эгидой пятилетия с момента начала функционирования, — комментирует в беседе с «Деловой Евразией» профессор Евразийского национального университета, директор ИАЦ «Евразия-Поволжье» Марина Лапенко. — За это время проделана солидная работа, как по развитию внутренних аспектов интеграции, так и по выстраиванию отношений с внешними партнерами.

marina lapenko9

Собеседник редакции отмечает наличие у главного евразийского объединения ряда задач, таких, как построение конкурентоспособного союза и занятие центрального места в Большой Евразии.

— Для этого, безусловно, необходимо углубление и интенсификация интеграции по вертикали, а также рассмотрение горизонтов расширения состава участников. Перспективы пополнения членов ЕАЭС достаточно ограниченные. Перспективна интеграция со странами Балканского полуострова, не вовлеченными в европейскую интеграцию, и с Латинской Америкой, традиционным партнером России. Но объективная реальность, география предопределяют возможное расширение ЕАЭС все-таки за счет стран постсоветского пространства, прежде всего, это Узбекистан и Таджикистан, — отмечает Марина Лапенко.

Подключение Узбекистана к евразийской интеграции расширит масштабы внутреннего рынка ЕАЭС, и экспортные возможности блока. С 2016 по 2019 годы общий товарооборот республики со странами ЕАЭС вырос на 60 %, до 10 млрд. долл..
Дальнейшая активизация сотрудничества позволит увеличить экспорт только плодоовощной продукции до 30 %, текстиля и кожевенно-обувной продукции на 20-25 %.

— Через внешний контур узбекские экспортеры получат доступ к рынкам стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Африки. Более тесная интеграция Узбекистана и ЕАЭС также будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности страны и развитию промышленной кооперации. Большую роль будет играть и получение преференций в доступе к развивающейся общей транспортной системе Евразийского экономического союза. В настоящее время Узбекистан является заложником в определении железнодорожных тарифов со стороны Казахстана, а узбекские производители теряют значительную прибыль из-за высоких тарифов при транспортировке своих грузов, — продолжает эксперт.

Отдельный важный вопрос – легализация трудовых мигрантов. В ЕАЭС создается целый комплекс законодательства по формированию единого рынка труда. В настоящий момент положение мигрантов из Узбекистана значительно отличается от положения коллег из Кыргызстана. Даже термин «трудовой мигрант» в рамках ЕАЭС заменен на более статусное определение «трудящийся ЕАЭС», что отражает соответствующие позиции и подход к участникам рынка труда в объединении.

Эксперт отмечает растущую уязвимость позиций Таджикистана по мере углубления евразийской интеграции, приводя аргументы, касающиеся наиболее важных аспектов, помимо трудовой миграции – формирование таможенной территории ЕАЭС, потерю инвестиций.

— Анализ среднесрочного развития рынка труда России и Таджикистана свидетельствует о том, что трудовая миграция между двумя странами сохранит свою значимость. При этом очень остро стоит вопрос перехода к более современным форматам миграционного взаимодействия. Процесс создания единого рынка трудовых ресурсов запущен и будет развиваться дальше. Это создает серьезный разрыв в положении трудящихся из стран-членов ЕАЭС и граждан Таджикистана. Дальнейшее углубление разрыва и усиление конкуренции между потенциальными трудящимися и мигрантами, особенно сейчас в условиях борьбы с пандемией, создает предпосылки к серьезному процессу смены страны проживания и гражданства. На данный момент большое количество трудовых мигрантов из Таджикистана стремятся получить российское, или, по крайней мере, кыргызское гражданство, а это уже прямая угроза национальной безопасности Республики Таджикистан, — подчеркивает Марина Лапенко.

Важно учитывать изменения, происходящие в сфере трудовой миграции, и рассматривать различные форматы участия Таджикистана в формировании единого рынка труда ЕАЭС. При этом, взаимодействие не обязательно значит вхождение в ЕАЭС. Опыт Евросоюза, на примере шенгенской или еврозоны показывает, как в партнерстве могут участвовать и не все страны ЕС, так и не только члены ЕС.

— Соответствующим органам Таджикистана необходимо также проработать варианты создания совместных предприятий для снятия миграционной нагрузки; форматы целевого набора трудовых мигрантов и, что не менее важно, усилить предвыездную подготовку трудовых мигрантов – обучение русскому языку, специальности – и мужчин, и их жен, — рассуждает собеседник.

Помимо законодательства в области трудовых ресурсов, ЕАЭС постепенно формирует общую таможенную территорию. К 2025 году будет принято большинство технических регламентов, маркировка товаров, санитарные и фитосанитарные нормы и т.д. Тем самым, внешние, в том числе – таджикские, экспортеры столкнутся с препятствиями и ограничениями при вхождении на евразийский рынок, что будет снижать конкурентоспособность их товаров.

— Возможности Таджикистана по выходу на мировой рынок также ограничены, — продолжает доводы эксперт. — Географическое положение республики обусловливает континентальную замкнутость и отсутствие доступа к ведущим торговым маршрутам. Дальнейшее неучастие в евразийской интеграции будет приводить к усилению зависимости от Китая, препятствовать диверсификации товарооборота.

Отказ от евразийского партнерства оставляет Таджикистан в стороне от формирования точек роста ЕАЭС, развития общих рынков, финансовых инструментов.

— При этом автоматическое расширение ЕАЭС и быстрое включение Таджикистана не будет выгодно для интеграционной группировки, поскольку в ЕАЭС уже задан определенный темп развития интеграции, определены планки интеграции, и подключение слабой экономики скажется как на макроэкономической стабильности экономического союза, так и на отдельных экономических показателях, интеграция может «просесть» по многим направлениям, — предостерегает эксперт. — Подключение Таджикистана к евразийской интеграции очень важно – как важного партнера и потенциального члена.

— Необходимо проработать подготовку к членству, развивать конвергенцию. Возможно, необходимо разработать специальную «дорожную карту» по включению Таджикистана в ЕАЭС, основанную на приоритете индустриализации страны, выходу из транспортного тупика, развитию энергетических проектов и т.д., — резюмирует Марина Лапенко.

Савелий Петров
§ Деловая Евразия