Евразийские экономические органы могут получить интерактивный стимул к развитию
Евразийский экономический союз приковывает к себе все больше внимания и требований, как активный инструмент взаимодействия и развития.
Очередной рецидив по блокировке грузов на границе Казахстана и Кыргызстана показывает, что евразийская экономическая интеграция имеет высокую динамику, а в её процесс вовлечено и деловое сообщество, и наднациональные органы, и чиновники.
Второго июня кыргызский парламентский комитет по международным делам снял с повестки пять вопросов, четыре из которых связаны с соглашениями по линии ЕАЭС, и один – о взаимодействии государств-участников СНГ на случай ядерной или радиационной опасности и аварии. Документы стратегические и призванные способствовать развитию обеих интеграционных структур – ЕАЭС и СНГ.
В кулуарах парламента отмечают, что не видят смысла поддерживать интеграционное партнерство, так как вместо развития Киргизия часто встречается с неоправданными и незаконными препятствиями.
Как пояснил в беседе с «Деловой Евразией» директор компании по грузоперевозкам «Экзотика» Сергей Голинко, проблемы с очередями грузовых фур при прохождении пограничных переходов между Кыргызстаном и Казахстаном появились в 2017 году. Казахстан ввел усиленные меры контроля грузов, выезжающих или въезжающих из Киргизии. Ситуация, периодически ослабляясь, остается нерешенной до сего дня.
— Но если на начальном этапе под особый контроль попадали только авто с грузом ТНП, следующие из Китая в Россию, где были выявлены отдельные документальные нарушения, то теперь под тотальным контролем госорганов Республики Казахстан оказались все грузы, — говорит автоперевозчик. — Это коснулось и сельхозпродукции, которую везут из Кыргызстана в Россию, и всех грузов, идущих из стран ЕАЭС в Кыргызстан. Даже порожний транспорт не избежал этой проблемы.
Контроль перемещения грузов возложен на Управление экспортного контроля Комитета госдоходов Республики Казахстан. Размещено оно на территории пограничного перехода «Карасуу» Жамбыльской области Республики Казахстан.
— Здесь проверяют и проставляют штамп о прохождении контроля все грузы, следующие в режиме транзита из Кыргызской Республики в Российскую Федерацию и Республику Беларусь, и обратно, — поясняет Сергей Голинко. — И не только они, еще и все грузы, следующие в режиме импорта из Кыргызстана в Казахстан, и порожний транспорт, который вообще не является товаром.
«Экзотика» входит в Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков Кыргызстана, на рынке более 20 лет, поэтому, законодательство о перемещении грузов через границы, в том числе, в рамках таможенных союзов, здесь изучили досконально. Перевозчиков удивляет как само нахождение указанной службы на территории пограничного поста, так и то, что проверки каждого транспортного средства, следующего в другом торговом режиме (не экспортном), осуществляются несоизмеримо долгое время.
— Непонятно, почему бездействует Коллегия Евразийской экономической комиссии, и другие структуры ЕАЭС в которые кыргызская сторона неоднократно обращалась по данному вопросу, — рассуждает собеседник. — Хочу обратить внимание на то, что нашим правительством была проделана большая работа с перевозчиками и грузоотправителями по устранению причин, которые ранее приводили к нарушениям в международных перевозках.
По состоянию на 3 июня число автомашин, скопившихся в очередях на выезде из Киргизии в Казахстан, превышает 300 единиц. Около 250 стоят на выезде из Казахстана в Кыргызстан. Водители в этой очереди проводят без нормального сна и отдыха от двух до трех суток, грузоотправители несут убытки из-за простоя грузов. В особой группе риска скоропортящиеся овощи и фрукты, которые ждут на прилавках покупатели.
Мы все еще надеемся, что этот важный для экономики Кыргызстана вопрос будет решен в рамках Союза в ближайшее время, — отмечает Сергей Голинко.
Механизмов у Евразийского экономического союза вполне достаточно для разрешения данной ситуации, уверен директор Центра изучения и развития континентальной интеграции «Северная Евразия» Алексей Дзермант. Эксперт считает, что вопрос возникшего барьера на границе – частный случай в общем процессе экономической интеграции, но при этом, он как раз отражает саму динамику процесса.
— Это как раз и говорит о существующих проблемах в ЕАЭС, — поясняет в комментарии «Деловой Евразии» собеседник редакции, — потому что это фундаментальная свобода Евразийского экономического союза – передвижение товаров, без таможни, досмотра и прочих органов и процедур. Имеет место такой национальный протекционизм, когда, например, и российские органы брались останавливать белорусских перевозчиков. Это проблема, и ее надо решать, иначе программа по развитию ЕАЭС не будет работать.
Вместе с тем, по мнению Алексея Дзерманта, в процесс может и должен быть вовлечен Экономический суд ЕАЭС, где можно решать аналогичные ситуации. Участникамм ЕАЭС надо быть более настойчивыми и применять эту составляющую правового процесса – судебную инстанцию. Вместе с тем, необходимо расширение полномочий ЕЭК.
— Несмотря на противление каких-то отдельных чиновников, или стран, надо усиливать Евразийскую экономическую комиссию, — отмечает собеседник. — Чтобы ни у кого из стран-членов не было соблазна применить право в выгодную только ей сторону. И даже на собрании Высшего евразийского экономического совета практически все президенты высказывались за усиление Комиссии.
Казахская сторона, выстраивая барьеры в виде «Экспортного контроля», как правило, апеллирует к налоговому администрированию. Аргумент не самый убедительный, так как в ЕАЭС налоги являются прерогативой национального суверенитета, и перемещение грузов по таможенному пространству союза никак не регулируют.
В свою очередь, в глубоко интегрированных союзах налоги действительно могут быть отнесены к ведению наднациональных органов. В настоящий момент, как отметил на ВЕЭС Владимир Путин, ЕАЭС такого уровня не достиг.
— Налоги, скорее всего, останутся частью суверенных прерогатив. Но, если налогообложение и администрирование позволяют обходить принципы свободы перемещения товаров, нарушая логику ЕАЭС, эти вопросы могут и должны быть урегулированы в суде, — заключает Алексей Дзермант.
Савелий Петров
§ Деловая Евразия