Кыргызстан готов блокировать заседания Совета главного наднационального органа ЕАЭС
Совет Евразийской экономической комиссии имеет риск остаться без работы на неопределенный период в силу невозможности собрать кворум. Такой ход событий допускают в Министерстве экономики и парламенте Кыргызской Республики.
Депутаты и экономисты, по их мнению, не видят иного выхода, как воздействовать на главный законодательный орган ЕАЭС – Совет Комиссии, для привлечения внимания и разрешения ситуации на казахско-кыргызской границе.
Парламентский комитет по международным делам, обороне и безопасности на заседании 9 июня 2020 года изучил информацию министерства экономики и рассмотрел инструментарий давления на Евразийскую экономическую комиссию – в правовом поле, через нормативы ЕАЭС.
— Сегодня состоится заседание ЕАЭС по проблемам на границе. Мы сейчас идем по регламенту. У нас есть последний механизм воздействия — это отозвать наших министров. Тогда не будет кворума и не будет принято никаких решений, — сказал министр экономики Кыргызстана Санжар Муканбетов.
Норма, на которую ссылаются чиновники, заложена в соответствующем пункте «Договора о ЕАЭС». Воспользоваться таким правом могут все участники объединения на равных правах.
— Заседание Совета Комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют все члены Совета Комиссии, — гласит подпункт статьи 26 «Положения о Евразийской экономической комиссии».
В соответствии с юридической практикой, заседание коллегиального органа, в отсутствие представителей одной из сторон, теряет правовую основу. Шаг, на который идет кыргызская сторона, продиктован бездействием коллегиального органа ЕАЭС – ЕЭК.
В течение более чем недельного срока Евразийская экономическая комиссия наблюдает развертывание конфликта на пограничных переходах «Ак Тилек» – «Карасуу», «Чон Капка» – «Айша Биби». Если в начале июня затор составлял по 200-300 автомашин по каждую сторону границы, то по информации источников редакции, по состоянию на 9 июня их число превысило 1000 автомобилей – груженых и порожних. Только на кыргызской территории протяженность заторов превышает семь километров. Основная часть груза – сельхозпродукция, частично – ТНП производства Кыргызстана, текстиль. Источники в среде перевозчиков сообщают о высоких тратах на содержание грузов в период простоя – сельхозпродукция находится, в том числе, в рефрижераторах, их держат включёнными, сжигая ГСМ за свой счет. Простои доходят до двух-трех и более, суток.
На запрос «Деловой Евразии» о мерах, предпринимаемых для урегулирования вопроса, из ЕЭК пришел ответ, что Коллегия в курсе ситуации, и её обсуждают.
— 2 июня Коллегия заслушала информацию о результатах мониторинга выполнения государствами-членами ЕАЭС обязательств в рамках функционирования внутреннего рынка. В частности, члены Коллегии обсудили ситуацию, связанную с проведением контрольно-досмотровых мероприятий в отношении товаров на контрольно-пропускных пунктах кыргызско-казахстанской государственной границы. Отмечено, что ситуация в целом непростая, требует всестороннего изучения для ее урегулирования. ЕЭК планирует задействовать для этого все имеющиеся возможности и вернуться к рассмотрению вопроса на одном из следующих заседаний Коллегии ЕЭК, — ответили в ведомстве.
Кыргызстан уже предпринимал попытку привлечь внимание к проблеме. 2 июня 2020 года с повестки парламента были сняты все документы по ратификации некоторых договоров в ЕАЭС. Под угрозой оказались все международные соглашения по экономическому союзу.
После этого последовал ряд двусторонних встреч на местном уровне, где совместная комиссия провела измерения скорости прохождения границы на КПП, и убедилась, что время прохождения на казахской части перехода значительно выше кыргызской.
Казахстан признает свои действия как причину увеличения времени прохождения автомобилей через границу, понимает, что это приводит к простоям, и ссылается на объективные факторы.
— Сейчас идет пандемия коронавируса COVID-19, — говорит в комментарии «Деловой Евразии» Директор Департамента логистики и перевозок Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» Амрин Мурат. — У водителей берутся пробы на анализ. Анализы делают или в ближайшем населенном пункте, или, если нехватка реактивов, везут в соседний город. Это требует времени.
Время анализа пробы – от 12 часов до суток. И наличие соответствующих справок у перевозчиков время прохождения пограничного перехода не сокращает – пробы берут в любом случае. Но основная причина, по признанию чиновника, кроется в ином.
— Казахстан вынужден действовать особым образом из-за нарушений участниками рынка принципов здоровой и добросовестной конкуренции, — продолжает Амрин Мурат. — Это принцип ЕАЭС – равные конкурентные условия. А получается, наоборот. Перевозчики заявляют в документах, что следуют транзитом, а потом выявляется, что товар оказывается на внутреннем рынке Казахстана.
Мы, как страна, берем на себя обязательства по таможенному пространству, и мы выполняем их. Но, оказывается, это используется для создания неравных условий на рынке. В итоге Казахстан теряет деньги через недополученные сборы налогов.
В подтверждение слов чиновник ссылается на пресс-релиз «Экспорт товаров в Российскую Федерацию без уплаты налогов», который Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан распространил 2 июня 2020 года.
— Комитетом государственных доходов с начала 2019 года на границе со странами ЕАЭС осуществляется мониторинг перемещаемых грузов.
На основе анализа получаемых данных были выявлены различные схемы уклонения от уплаты налогов при импорте товаров. В результате усиления мер налогового контроля, увеличен темп роста поступлений косвенных налогов со стран ЕАЭС по импортируемым товарам за истекший год до 122%. По фактам экспорта товаров в страны ЕАЭС без уплаты соответствующих налогов и иных налоговых обязательств, КГД совместно с СЭР КФМ принимаются меры по их обеспечению. Комитет государственных доходов призывает участников ВЭД в полной мере исполнять налоговые обязательства при импортно-экспортных операциях, — говорится в документе.
Амрин Мурат также отмечает, что для достижения прозрачности движения автотранспорта в Казахстане принимается еще одна мера. В парламенте рассматривается законопроект по контролю международных перевозок. Он будет соответствовать нормативам ЕАЭС, считает чиновник.
— С июля будет определен национальный оператор, который будет обеспечивать электронным пломбированием с GPS-датчиком все автотранспортные средства, въезжающие и следующие через территорию Казахстана. По системе GPS можно будет реально видеть, что транспорт покинул территорию Казахстана, или нет. 20 мая текущего года депутаты Мажилиса Парламента одобрили законопроект в первом чтении, — поясняет Амрин Мурат.
Экономисты и предприниматели называют документ новым барьером внутри ЕАЭС, считая, что является угрозой основам ЕАЭС. В связи с чем, по мнению автоперевозчиков, не имеет ни основания, ни применения.
— Очень странно и наивно выглядят встречи наших представителей из правительства с казахскими таможенниками и пограничниками, — говорит в комментарии «Деловой Евразии» представитель автопервозчиков. — Там откровенно создан неправомочный с точки зрения ЕАЭС механизм, а они договариваться едут по его более-менее лояльному применению. Это же абсурд.
Между тем, как отмечают эксперты, кыргызская сторона не исчерпала всех возможных правовых механизмов для урегулирования конфликта. Вполне возможен механизм применения как судебной инстанции – Экономического суда ЕАЭС, так и урегулирование на уровне делового сообщества.
Касаясь привлечения Экономического суда, пресс-служба Евразийской экономической комиссии поясняет, что эта инстанция доступна каждому участнику рынка.
— Функционирование, развитие и единообразное применение правил Евразийского экономического Союза обеспечивают его наднациональные органы, среди которых - Суд ЕАЭС. Полномочия Суда определены в Статуте (Приложение №2 к Договору о ЕАЭС). Вместе с тем обращение в Суд ЕАЭС – это суверенное право любого из государств – членов Союза, — пояснили «Деловой Евразии» в пресс-службе ЕЭК.
Помимо межгосударственного официального механизма в лице Евразийской экономической комиссии, деловым сообществом Евразийского экономического союза создана площадка для продвижения интересов и урегулирования споров – Деловой совет Евразийского экономического союза (ДС ЕАЭС). В него входят представители деловых и бизнес-ассоциаций стран-участниц ЕАЭС. В частности, кыргызскую сторону представляет «Кыргызский союз промышленников и предпринимателей». В секретариате Совета «Деловой Евразии» пояснили, что спор между казахской и кыргызской стороной не является уникальным, и может быть урегулирован на деловом уровне.
— Мы знаем о проблеме, и готовы приступить к рассмотрению и предложить какие-то механизмы для её решения, — отмечает руководитель Секретариата Делового совета ЕАЭС Станислав Наумов. — От Кыргызстана есть представитель, и он может инициировать этот вопрос. Мы его обязательно будем решать. Ситуация, которая сложилась, уже не первый раз повторяется, и не только между Казахстаном и Киргизией. Поэтому, вполне её можно решать.
Савелий Петров
§ Деловая Евразия