Национальный бизнес получает доступ к морю на основе Соглашения о Свободной торговле Ирана и ЕАЭС

Впервые за полувековую историю международной экономики крупнейшая страна на Ближнем Востоке открыла свой рынок для товаров из других стран. Важнейшее событие произошло благодаря партнерскому Соглашению о Свободной Торговле (ССТ) между Исламской Республикой Иран и Евразийским Экономическим Союзом.
С 15 мая 2025 года страны-участницы ЕАЭС и Иран создали новый рынок на экономической карте Евразии. Первые заявления о перспективах экономического пространства уже сделали в ряде стран-участниц ЕАЭС. В частности, Первый вице-премьер-министр российского правительства Алексей Оверчук отметил, что ССТ «создает лучшие конкурентные условия для выхода российских экспортеров на иранский рынок с населением 90 миллионов человек, а, с другой стороны, позволяет увеличить товарное предложение на нашем внутреннем рынке».
В Кыргызстане комментарии делового сообщества также отражают сильные страны предстоящего партнерства. Своим мнением с редакцией «Деловой Евразии» поделилась эксперт по экономике и промышленности Вероника Исаева.

— Здравствуйте, Вероника Владимировна! Как мы видим, рынок и экономика Ирана являются новыми для отечественного предпринимателя. На какую сферу, отрасль экономики, по Вашему мнению, можно обратить внимание в первую очередь?

— Здравствуйте! Потенциал иранского рынка для Кыргызстана раскрывается практически сразу в нескольких направлениях. Во-первых, это торговля: Иран – крупный рынок с устойчивым внутренним спросом, особенно на агропромышленную продукцию, текстиль, пищевые товары, а также минеральное сырьё. Во-вторых, производство: интерес представляет локализация совместных производств – в машиностроении, пищевой переработке, фармацевтике. Кроме того, иранская сторона показывает высокий уровень научного и инженерного развития, особенно в сфере сельского хозяйства, медицины и нанотехнологий. Совместные НИОКР-проекты, инкубаторы и обмен технологиями – это будущее нашего взаимодействия.

— Будучи членом Евразийского Экономического Союза, какие задачи, стоящие перед национальной экономикой, может решить Кыргызстан при взаимодействии с Ираном, страной в регионе Ближнего Востока?

— Для Кыргызстана ССТ ЕАЭС с Ираном, в силу его географического расположения, означает решение стратегической задачи по выходу к региону Ближнего Востока, где наблюдается стабильный интерес к продуктам из Центральной Азии. Через это соглашение Кыргызстан получает окно возможностей на гораздо более широком рынке. Это усиливает и транспортную логику: коридоры «Север-Юг», сухопутные маршруты через Туркменистан или Каспийское направление, становятся экономически оправданными. Для ЕАЭС Иран – мост к экономике Персидского залива, а для Кыргызстана – способ заявить о себе, как о транзитной, аграрной и промышленной платформе.

— В каких сферах наблюдается экономический потенциал в партнерстве ЕАЭС и Ирана – у Кыргызстана?

— Очень четко выделяются несколько ключевых точек роста при совместном взаимодействии. Агропромышленный сектор: Иран заинтересован в безопасной и экологичной продукции, а Кыргызстан – в выходе на новые рынки. Энергетика: это и поставки оборудования, и совместная разработка малых ГЭС. Лёгкая промышленность и текстиль: здесь уже начат диалог с рядом иранских компаний. Также стоит выделить фармацевтику и производство стройматериалов. В этих сферах мы не конкуренты, а партнёры, которые могут усиливать друг друга.

— Иран – это первая для ЕАЭС и Кыргызстана, соответственно, страна-партнер в регионе Ближнего Востока. По данным ООН – это один из самых густонаселенных уголков планеты, здесь проходят как основные пути мировой торговли, так и располагаются производства значительного количества продуктов питания. Что может предложить кыргызская экономика для экспорта на Ближний Восток?

— Конкурентным преимуществом Кыргызстана является экологически чистая сельхозпродукция: мёд, орехи, бобовые, мясо, ягоды, вода. А также, текстиль и трикотажные изделия, востребованные и в Иране, и в странах Персидского залива. Кроме того, сегодня наблюдается растущий интерес к образовательным программам, медицинскому туризму и оздоровительным услугам, особенно со стороны стран с жарким климатом. Это нишевые, но перспективные направления экспорта.

— Важнейшим треком национальной экономики являются инвестиционные программы, и проекты с участием иностранных инвесторов всегда могут быть развернуты в кратчайшие сроки. В каких отраслях инвестиции будут иметь наиболее хороший результат?

— Иранских инвесторов могут заинтересовать проекты в сфере переработки, в том числе пищевой промышленности, горной добычи, возобновляемой энергетики, строительства и логистики. У Кыргызстана привлекательные условия: упрощённый налоговый режим, СЭЗ, доступ к рынкам ЕАЭС, а также молодая, трудоспособная и адаптивная рабочая сила. Особый интерес представляют совместные предприятия с ориентацией на экспорт в страны ЕАЭС.

— И, пожалуй, самый любопытный и ожидаемый вопрос: чем привлекателен внутренний рынок Кыргызстана для иранских поставщиков?

— Внутренний рынок Кыргызстана открыт и гибок. Сегодня мы заинтересованы в качественных поставках медицинских препаратов, стройматериалов, оборудовании для переработки и текстильной промышленности, а также бытовой техники. Иран может предложить всё это. Главное — обеспечить стабильность поставок, логистику и конкурентную цену. Это создаст доверие и обеспечит устойчивое присутствие иранских товаров на рынке Кыргызстана.

Павел Власов
Деловая Евразия