Сложная адаптация республики к требованиям ЕАЭС закономерна
Незадолго до новогодних каникул кыргызстанец Курманбек Ж. получил заманчивое предложение из Москвы. Гостивший у него приятель был очарован вкусом местных фруктов, и теперь в телефонном разговоре уговаривал заняться яблочным бизнесом. Он заверял друга, что иссык-кульский «апорт» пойдет в российской столице и близлежащих к нему городах-спутниках «на ура!». При этом обещал, что торговля будет быстрой, так как он договорится с крупными супермаркетами.
Курманбек, просчитав потери и выгоды, решил рискнуть. Он все ж финансист по профессии. На семейные сбережения и деньги, взятые в долг у друзей и знакомых, закупил отборные яблоки и на двух груженных КАМазах отправился покорять Первопрестольную.
Однако по-быстрому обогатиться не удалось. Молодой предприниматель, изрядно намучавшись, прогорел. И вовсе не по тому, что там на него наехали торговцы или «кинул» русский друг. Напротив, все шло по плану: партнер выполнил все свои обещания – провел анализ рынка и цен, нашел торговые точки, управляющий одного из маркетов по его рекомендации даже выделил место. Но бизнес не пошел.
Избалованные выбором и изобилием продуктов москвичи воротили нос от экологически чистых, с тонким ароматом тянь-шаньских гор, яблок. И упорно заполняли свои корзинки восковыми, без запаха и вкуса, плодами из заморских стран. По правде говоря, чужие яблоки были все как на подбор – одинаково крупные, с гладкой ровной кожицей, без темных точек и других изъянов. На их фоне дары из Кыргызстана явно проигрывали.
— Мы бы рады вам помочь, но ваши яблоки нестандартные, хотя вкус у них прекрасный, — с нотками сочувствия отказали Кулубеку еще в одном магазине, куда он хотел пристроить свой товар. В конце концов, пришлось идти на рынок, где кыргызстанец за копейки отдал яблоки перекупщикам.
К слову, эта история произошла накануне вступления Кыргызстана в Таможенный союз и рассказал о ней сам Курманбек. Молодой человек никого не винил в неудаче, лишь себя самого – за самонадеянность и дилетантизм. По его признанию, он на деле убедился, как высока конкуренция в торговле, как трудно продвигать продукцию на рынок другой страны, где работают уже по другим правилам и стандартам.
В Кыргызстане об этом всерьез задумались только с вступлением в ЕАЭС. В первое время отечественные сельхозпроизводители и экспортеры все больше радовались, что теперь не будет барьеров в виде таможен при пересечении границ. И как-то упускали из вида другие барьеры, преодоление которых оказалось весьма чувствительным. Это соответствие стандартам ЕАЭС по качеству, экологической и фитосанитарной безопасности и т.д.
В первый год пребывания в Евразийском союзе сообщения о том, что Новосибирск или Красноярск не пропустил грузовики с овощами и фруктами из Кыргызстана на свои рынки, вызывали ропот и негодование. Не скрывали бизнесмены обиды и на братьев-казахов, которые отправляли назад картофель и мясо, как не отвечающие требованиям качества. Ведь на полках отечественных магазинов и на прилавках базаров была и есть – сплошь импортная продукция: сахар из Беларуси, растительные масла, крупы, консервы из России, мука, кондитерские изделия из Казахстана.
— Мы, значит, их товар пускаем к себе, а они наши нет? – слышались подобные негодующие реплики не только из рядов фермеров и предпринимателей, но и чиновников и депутатов парламента.
Маленький рынок продовольственных товаров Кыргызстана, первым из стран СНГ ставшим членом ВТО, оказался привычно открыт для импорта из стран-партнеров по евразийскому пространству. Зато для отечественных экспортеров наступили другие времена, к которым оказались не готовы не только они, но и те, кто подписывал договор о вступление в ЕАЭС.
По данным Минэкономики, торговый оборот со странами Евразийского экономического союза за шесть месяцев текущего года составил чуть более 850 млн. долларов, из них экспорт – 104,3 млн. долларов, импорт – около 746 млн. долларов. По сравнению с тем же периодом 2015 года, который тоже трудно назвать удачным, торговый оборот снизился на 358 млн. долларов. Спад идет как по экспорту, так и по импорту. Сложно припомнить, когда дела в этой сфере экономики шли так плохо. И речь не только о торговле со странами ЕАЭС, но и в целом – со всеми государствами мира, торговый оборот с которыми равен 2 млрд. 360 млн. долларов.
Между тем, как показывают последние события, Кыргызстану нужно быть готовым к новым испытаниям и вызовам. В середине сентября руководители двух ведомств – Минэкономики и Государственной налоговой службы, собрали круглый стол, чтобы объявить бизнесу о казахстанских товарах, попавших в Перечень изъятий. С начала года 1347 товарных позиций, в том числе продукция легкой промышленности и сельского хозяйства, мясо, бумага, одежда, электронная аппаратура, транспортные средства и т.д., не подлежат вывозу из Казахстана. Легче назвать позиции, что не попали в этот список. А связано это с тем, что республика вступила в ВТО, и теперь ввозная ставка на эти товары ниже действующих таможенных пошлин, принятых в рамках единого таможенного тарифа ЕАЭС.
— Опасаясь реэкспорта дешевых казахстанских товаров в страны ЕАЭС, главы государств Евразийского экономического союза подписали целый ряд документов по имплементации тарифных обязательств Казахстана, как уже члена ВТО, — сказал заместитель председателя ГНС Октябрь Абдыкаимов. — Месяц назад вышло решение Евразийского межправительственного совета, который установил список сопроводительных документов, необходимых при перемещении из Казахстана товаров, включенных в перечень.
А по словам заместителя министра экономики Алмаза Сазбакова, этот перечень будет со временем пополняться новыми наименованиями. Он сообщил также, что у Кыргызстана тоже есть свой Перечень изъятий, но в нем на порядок меньше позиций, чем в списке соседей – около 300. Чиновник даже не смог назвать точную цифру, что говорит не о забывчивости замминистра, а скорей о неактуальности самой темы. Похоже, кыргызстанский Перечень для казахов, что дробинка для слона.
Но для слабого рынка Кыргызстана членство Казахстана в ВТО – сигнал, что стоит ожидать не только более дешевых товаров реэкспорта, но и роста контрабанды. Граница между республиками недостаточно оснащена, чтобы предотвратить незаконное перемещение товаров. К тому же Налоговая служба признается, что у нее недостаточно средств, полномочий и людских ресурсов, чтобы пресекать контрабанду. Это вызов и для местных производителей, которым станет сложнее продвигать свою продукцию даже на внутреннем рынке, не говоря о внешнем.
Недавно министра экономики Арзыбека Кожошева упрекнули в том, что он недостаточно рьяно защищает отечественный рынок сельхозпродукции. Поводом стало появление на прилавках бишкекских базаров более дешевых помидоров из России.
— Это конкуренция. Зато посмотрите, как сразу цены на помидоры упали, — парировал министр.
Сам факт появления томатов в южной республике, которая при Союзе сама отправляла эшелоны помидоров в северные регионы страны, удивительна и одновременно тревожна для экономики республики. Если долго раскачиваться, то, глядишь, можно растерять имеющийся у страны и без того небогатый экспортный потенциал. Молодому финансисту Курманбеку одного раза хватило, чтобы это понять. Сколько времени понадобится правительству, бизнесу осознать, что конкуренты не дремлют?
Лариса Ли
§ Деловая Евразия