В российские проекты ГЧП уже сейчас можно вложить больше 43 триллионов
Евразийские эксперты, как сообщала «Деловая Евразия», презентовали Практическое руководство по государственно-частному партнерству в ЕАЭС для инвесторов и предпринимателей Между тем, в рамках конгресса «Российская неделя ГЧП», проходил ряд обсуждений, касающихся прямого участия бизнеса в государственных программах. Так, по информации участника «недели», генерального директора компании «Технопромсервис» Владимира Долгомера, прошел опрос – для решения каких задач экономического развития России наиболее применимо ГЧП?
Организаторы предложили предпринимателям несколько вариантов ответа:
- Повышение качества услуги в инфраструктурных отраслях
- Привлечение инноваций и новых управленческих решений
- Оптимизация расходов бюджета на инфраструктуру
- Реализация масштабных инфраструктурных проектов
- Повышение эффективности управления госимуществом
Владимир Долгомер отмечает, что на форуме неоднократно говорилось о деньгах, которые лежат без движения на банковских счетах, но которые могут быть применены именно для долгих, надежных и масштабных проектов.
— Это 3 трлн. рублей нескольких пенсионных фондов и более 40 трлн. рублей депозитов в банках, — говорит глава «Технопромсервиса» в интервью «Деловой Евразии». — Привлеченные деньги не являются безвозмездной помощью – они должны быть возвращены либо конечным пользователем, либо государством. То есть, денег у государства больше не станет. По мнению участников конгресса наиболее важно применение концессии в ЖКХ: это тепло- и водоснабжение.
По мнению экономиста, каждый из предложенных вариантов для обсуждения имел сильные и слабые стороны. Так, повышение качества услуг имеет значение, но опыт Сбербанка и Аэрофлота показывает, что результаты есть и под управлением государства.
— Правда грефов и савельевых на все ТЭЦ и водоканалы не хватит. Но это второй, по важности, момент. В перечисленных отраслях в первую очередь важно – есть ли тепло и вода, или нет. Качество услуги здесь вторично, — отмечает собеседник. — В партнерстве для привлечения инноваций и новых управленческих решений стоит оглянуться на опыт Аэрофлота, с его наградами. Кроме того, часто инициатором инноваций является оборонный комплекс – например, с появлением и интернета, и других технологий. А частник как раз склонен к оптимизации себестоимости за счет дешевого труда. Это и печальный опыт эксплуатации трудовых мигрантов на стройках, и детский труд в транснациональных компаниях в Азии.
При оптимизации расходов бюджета на инфраструктуру и реализации масштабных инфраструктурных проектов нет необходимости привлекать деньги напрямую из бюджета, полагает Владимир Долгомер.
— С одной стороны, у государства есть другие возможности, в том числе пенсионные деньги и Национальный Фонд благосостояния (НФБ). Кроме того, как раз государство и является и инициатором, и реализатором масштабных проектов. А строят все равно всегда конечные подрядчики – частники. Поэтому, и ГЧП для повышения эффективности управления госимуществом вполне осуществимо, — резюмирует бизнесмен.
Анализ, проведенный бизнесменом, показывает, что деньги государству найти «в целом не сложно, при этом оно лучше частников понимает инфраструктурные «болевые» точки, первая из которых и есть ЖКХ».
— Проблема в том, что грамотных управленцев не хватает и в частном бизнесе, а многочисленные МУПы, ГУПы тепло- и водоснабжения говорят только свое вечное «Дай!», и никогда почти не могут отчитаться за потраченное. Увольняются руководители, возникают уголовные дела, а деньги продолжают улетать, как в бездонную бочку, и сколько не давай, все будет мало. Замена руководителей не повышает эффективности, так как система не заинтересована в этом, нет стимула. Но и сделать всю инфраструктуру ЖКХ частной полностью очень рискованно. Речь идет о ключевой отрасли, аналогичной обороне и образованию. В итоге видится один вариант – частнику предлагается новое масштабное поле заработков, но на ограниченный период, с жестким контролем и фиксированной доходностью.
Причем почему есть сейчас большие проблемы с контролем? И заказчик, и исполнитель, и контролер – государство. Качество контроля зависит от личностей, а это не стабильно. В случае с ГЧП заложен конфликт между заказчиком-государством и временным исполнителем – частником и это ведет к повышению контроля, эффективности использования средств и как производная этого – повышению качества услуги, — подчеркивает Владимир Долгомер.
Павел Громский
§ Деловая Евразия