Для привлечения инвестиций у Кыргызстана есть все возможности
Как сообщала «Деловая Евразия», 3-6 сентября 2025 года, в Российской Федерации пройдет Восточный экономический форум. Одним из ключевых вопросов повестки на ВЭФ является региональная тематика, где поднимаются вопросы взаимодействия России и стран Азии. По словам организаторов, к 2025 году связи стремительно углубляются, а новые проекты и решения всё чаще становятся достоянием международного взаимодействия. О возможностях международного и двустороннего сотрудничества на ВЭФ-2025 редакция побеседовал с экономистом, исполнительным директором «Международного делового совета», Аскарым Сыдыковым.
— Здравствуйте, Аскар Сыдыкович! Мы неоднократно поднимали вопросы международного сотрудничества в области экономики. Кыргызстан – страна, находящаяся в географическом центре Евразии. Чем для отечественного бизнеса удобны иностранные предложения в виде диалоговых платформ, саммитов?
— Здравствуйте! Да, у Кыргызстана действительно в последнее время есть активное сотрудничество со странами Юго-Восточной Азии. Это, в частности, Вьетнам, Малайзия, другие страны. Поэтому надеемся, что это мероприятие еще один импульс проектам в строительной сфере, в сфере энергетики, сельского хозяйства, туризма, переработки всей сельхозпродукции. А в индустрии, во всех их сферах, идет такое сотрудничество. Это вообще перспективный регион, очень быстрорастущий, на который обращают внимание страны со всего мира, как развитые, так и развивающиеся. Поэтому, конечно, нам важно сохранять и наращивать сотрудничество со странами Юго-Восточной Азии.
— Какие проекты в этом регионе можно выделить, как перспективные для совместной реализации, в качестве кыргызских проектов за рубежом. Очень редко доводится слышать новости о том, как бизнесмен из Таласа или Баткена, или из другого региона Кыргызстана, инвестирует или основывает зарубежный проект.
— В этом отношении какой у нас потенциал для создания каких-то проектов. На том же Дальнем Востоке может быть, или вообще в дальних уголках. Например, если брать сферу услуг, или общественного питания, то есть пример бизнеса на в сфере общественного питания во Вьетнаме – это «ДоДо-Пицца». Это российская франшиза, которая здесь открылась, и эти ребята стали отсюда расширяться дальше, и довольно успешно работают. Если говорить о других промышленных предприятиях, которые выехали и расширились, можно назвать вьетнамскую строительную компанию. Она занимается строительством жилых и несущих комплексов, это большой проект.
— Вопрос, в 2014 году был подписан договор о создании Евразийского экономического союза, в 2015 году состоялось официальное вступление Кыргызстана в это большое объединение. Отличительной особенностью этой международной организации является возможность реализовать какие-то важные для стран инициативы, и они впоследствии становятся нормой для всех стран-участниц. Вот в этом отношении чем удобны для нашего внешнеэкономического направления такие платформы, как Восточный экономический форум? Здесь уместно отметить и установление дружественных связей на высшем уровне, в лице высшего руководства нашей страны, и бизнес, который может лоббировать какие-то интересы Кыргызстана на таких платформах.
— На таких саммитах, форумах, можно напрямую встретиться с теми партнерами, с которыми, возможно, была переписка или переговоры онлайн, обмен информацией, документами. Можно воочию со всеми встретиться, поговорить в неформальной обстановке, и уже планировать конкретное сотрудничество. Причем, не назначая отдельной встречи, можно встретиться с десятками, сотнями компаний, повстречать потенциальных и существующих партнёров, обсудить вопросы, и запланировать дальнейшие шаги. Для этого такие форумы, конечно, полезны. Здесь есть и госорганы, и бизнес, и даже с журналистами можно пообщаться, и всё это обсудить.
— В своё время кыргызский экономист Джумакадыр Акенеев рассматривал одну инвестиционную схему для отечественного бизнеса и экономики. Он предлагал оценить весь промышленный и материальный капитал, который имелся на тот момент в стране, это был 2018 год. По его оценкам, суммарная стоимость составляла около 4 млрд. долл. Этот объем предлагалось представить в качестве гаранта и обеспечения иностранных инвестиций. Каков на сегодня потенциал для инвестиций в Кыргызскую Республику? Может ли работать подобная схема?
— Потенциал у Кыргызстана достаточно большой, о чем свидетельствуют данные экономического роста, и интерес инвесторов из самых разных стран из ближнего и дальнего зарубежья, которые постоянно приезжают, и которых становится все больше. Больше интересуются разными отраслями, в том числе теми, по которым ранее не было такого интереса. Поэтому – да, потенциал большой.
Что касается оценки промышленного капитала, то необходимо понять, о каком периоде идет речь – в 90-е годы или в 2000-е, а также, по какой формуле велись подсчеты. И, как правило, инвестиции не выдаются под залог, а привлекаются, и инвесторы вкладывают на свой страх и риск. Обычно в таких случаях страна гарантирует безопасность, правила игры, и соблюдение этих правил. У Кыргызстан, по этому вопросу есть, что сказать и предложить.
Соб.инф.
Деловая Евразия