16 августа из Ташкента до Балыкчи начинает курсировать новый поезд. Об этом сообщается на сайте компании-перевозчика «Узжелдорпасс».
Маршрут соединит узбекистанскую столицу с западным берегом кыргызстанского озера Иссык-Куль. Состав будет курсировать трижды в неделю. Время в пути – пять часов в купейных и плацкартных вагонах.
В среде узбекитсанских туроператоров новость считают более чем важной, так как Иссык-Куль – важнейший пункт отдыха туристов из РУз.
— Информация поступила к нам от «Узбекистон темир йуллари», — поделился собеседник «Деловой Евразии» из туристической компании в Ташкенте. — Сейчас как раз идет утверждение графика с Казахстаном. Мы с декабря 2014 года старались решить вопрос с этим поездом, писали письма по всем отделам железной дороги, но тогда этого не смогли решить. Вопрос решился только недавно – поздновато, но и это хорошо. Мы уже ориентируемся на следующий сезон, там уже будет легче делать. Стоимость билетов, по предварительной информации, составит 190 000 сум (4503 сома – прим.ред.) в одну сторону, и 360 000 сум (8532 сома – прим.ред.) в оба конца.
Кроме того, из источников в «Узбекистон темир йуллари» редакции стало известно, что Узбекистан планирует открыть новый маршрут и на казахстанском направлении. Вопрос решается с таможней РК, и ответ ожидается 10 августа.
Между тем, в Кыргызстане, в экспертной среде, сообщение об открывающемся железнодорожном сообщении вызвало несколько прохладный отзыв. Здесь считают, что маршрут Ташкент-Балыкчи – сезонный, поэтому о его перспективах говорят довольно осторожно, отмечая призрачность экономической выгоды для компании-перевозчика.
РУз обладает рядом «подшефных» пансионатов на Иссык-Куле, которые отдельные субъекты республики имели в своем пользовании и собственности еще со времен СССР. В настоящее время и предприниматели Казахстана, пользуясь предательством экс-главы КР Курманбека Бакиева и экс-премьер-министра Данияра Усенова, сумели выгодать у Кыргызстана контроль над несколькими своими пансионатами, получив право арендовать их еще 50 лет.
— Но у Казахстана и логистика лучше, и ехать его отдыхающим ближе, и промежуточных границ между КР и РК скоро не будет ввиду нахождения обеих республик в ЕАЭС, — отмечает в своем комментарии «Деловой Евразии» эксперт-логист из Кыргызстана Руслан Шарапов. — Кроме того, конфликтных зон между КР и РК уже не осталось: госграница не только делимитирована, но и демаркирована на местности. Что касается Узбекистана, то у этой страны рычагов воздействия на КР почти не осталось, экономические отношения [в области перевозок] между странами сведены почти до нуля. Раньше хотя бы субъекты КР осуществляли перевозки через РУз. Теперь из-за препонов на границе все переведено на автотранспорт по дорогам исключительно по территории КР. Из-за отсутствия полной разметки границы между странами, на ней периодически происходят конфликты, в том числе, с применением оружия. Кроме того, Узбекистан все равно не сможет должным образом заполнить свои пансионаты в КР туристами, и они продолжат функционировать как частные субъекты, принимающие всех туристов подряд, работая по 3 месяца в году, и простаивая в остальное время. Поезд, который будет курсировать 1 месяц в году, по умолчанию, не сможет быть рентабельным. Значит, его запуск – это просто пиар, обозначение своих позиций. А при столь мизерных объемах перевозок, проще обойтись автобусами, будет и быстрее и комфортнее доезжать. Ведь скорость движения поезда на отдельных участках Боомского ущелья – менее 30 километров в час, и если микроавтобус от Бишкека до Балыкчи преодолевает 180 километров за 2,5-3 часа, то поезд – за 6 часов. Получается, что эта дорога очень невыгодна тем, кто на этом поезде поедет. На автобусах доехать от Ташкента до Иссык-Куля можно в два раза быстрее и без пересадок. Ведь в Балыкчи железнодорожная ветка заканчивается, и пассажирам придется пересаживаться с поезда на автобусы, чтобы доехать до пансионатов еще последние 60-70 км.
§ Деловая Евразия