Важнейшие для СНГ и ЕАЭС решения могут быть заблокированы

Взаимоотношения Кыргызстана и Казахстана вышли из категории двусторонних, и отразились на Евразийском экономическом союзе.

Кампания по выборам президента и поддержка правительством кандидата от власти вынудили главу КР расширить конфронтацию, перейдя с резких заявлений в адрес Казахстана, к давлению на институты ЕАЭС и СНГ.

11 октября в российском Сочи открылось два саммита – Совет глав-государств СНГ и Высший евразийский экономический совет.
Принимаются важные для евразийской интеграции решения политического, культурного, социального и экономического характера. Так, в рамках ВЕЭС это таможенное регулирование, конкуренция, естественные монополии, промышленное сотрудничество и международная деятельность. Важнейшей темой остается цифровая повестка ЕАЭС до 2025 года.

Председателем Совета ЕАЭС в 2017 году является Кыргызстан, и ранее президент страны Алмазбек Атамбаев, в своем послании коллегам определил ряд приоритетных для евразийства направлений. Коллегия ЕЭК, Высший евразийский экономический совет, национальные профильные органы стран-членов ЕАЭС провели ряд внутренних, двусторонних и многосторонних комплексных мероприятий по воплощению предложенной председателем Совета ЕАЭС программы.

Вместе с тем, решение Алмазбека Атамбаева отменить свое участие в заседании ВЕЭС в Сочи имеет больше последствий, чем это может показаться на первых взгляд. Саммит был запланирован по итогам проведения аналогичной встречи в апреле 2017 года, и является программным мероприятием ЕАЭС. В связи с чем, своим решением Кыргызстан ставит под вопрос принятие решений по пунктам повестки Высшего евразийского экономического совета.

— За всю историю ЕврАзЭС и ЕАЭС был всего один случай, когда президент страны не приехал на саммит, — поделился на условиях анонимности источник «Деловой Евразии» в кыргызских правительственных кругах. — Это было, когда Россия и Белоруссия имели трения по вопросам природного газа. Из-за этого решение принято не было, так как нет консенсуса, а он возможен только в присутствии всех президентов. Это значит, что и в данном саммите принять решение будет невозможно. Присутствие Сапара Исакова ничего не меняет – он будет там только номинально. Хотя, в прошлый раз решение было принято и в отсутствие Александра Лукашенко, с условием, что позже оно будет поддержано и подписано президентом Беларуси.

В повестку сочинского заседания ВЕЭС включено намного больше важных экономических решений и внутриполитических вопросов ЕАЭС. Остается неурегулированным вопрос Таможенного кодекса Союза.
Как председательствующая сторона, Кыргызстан претендует на то, чтобы нести ответственность за очередную отсрочку подписания полного пакета ТК ЕАЭС, чье вступление в силу было запланировано на 1 января 2018 года.

Таможенный кодекс, как поясняет казахская Националная палата предпринимателей «Атамекен», стал первым наднациональным кодексом, подготовленным с учетом мнения предпринимательских кругов государств-членов ЕАЭС. Его вступление в силу позволит перейти к единому таможенному регулированию и прозрачности работы во всех странах Союза.
ТК ЕАЭС обеспечит: применение электронного (безбумажного) таможенного декларирования на всей территории Союза; автоматический выпуск товаров в случае, если не сработала система управления рисками (исключение человеческого фактора); подачу таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена; использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций, связанных с прибытием, убытием, таможенным декларированием и выпуском товаров; сокращение срока проведения контроля при транзите и др.

Собеседник редакции отмечает, что отказ Алмазбека Атамбаева участвовать в заседании ВЕЭС является преднамеренным и связан не с предвыборной ситуацией, как это отмечено в заявлении аппарата президента. По мнению аналитика, таким образом президент Кыргызстана стремится продолжить воздействовать на своего казахского коллегу, которого он ранее фактически обвинил во вмешательстве во внутренние дела КР.

— Регламент работы Совета ЕАЭС позволяет использовать неучастие страны как метод давления на президентов других стран. Ранее так поступила Беларусь, теперь вот Киргизия – так он [Алмазбек Атамбаев] выступает против того, чтобы кто-то вмешивался в предвыборную ситуацию. Можно открыто говорить о том, что Высший евразийский экономический совет используется в политических целях, — подчеркивает собеседник.

Савелий Петров
§ Деловая Евразия