У цифровой повестки ЕАЭС определяют приоритеты и механизмы реализации

Страны Евразийского экономического союза активно осваивают процесс цифровизации, объявленной одним из приоритетов ЕАЭС в 2017 году.
Так, в Армении создается фонд финансирования проектов электронного правительства «Цифровая Армения». Основная цель фонда – стимулирование комплексного внедрения IT. В преддверии президентских выборов, о внедрении аналогичной системы - «Таза коом» (с кырг. «Прозрачное общество» - прим.ред.), заявило правительство Кыргызстана. Страна уже обладает рядом разработанных и внедренных элементов, которые будут дополнены новыми сегментами и объединены во всеобщее управление – от экономических до социально-бытовых операций.
Результативность вводимых в странах ЕАЭС программ «цифровизации» измерена только в Беларуси, Казахстане и России – от доли IT-сектора в ВВП, до сокращения доли услуг, оказанных в бумажном виде, и присутствию в мировых рейтингах.
Финансируются программы цифровизации в экономиках стран ЕАЭС как из средств собственного бюджета, так и из средств доноров. В частности, Кыргызстан полностью возложил задачу по финансированию на иностранные организации. Так, одна из составляющих является работа над кадровым составом. Программа «Таза коом» предусматривает подготовку более 50 тыс. специалистов соответствующей квалификации. Первая группа из шести человек выехала в IT-Академию города Минск в начале июля 2017 года. Оплачивает программу Евросоюз. Кроме европейского донора обязатество выделить Кыргызстану 50 млн. долл. для программы «Таза коом» взял Всемирный Банк. Обещание было дано на международном форуме 11 июня 2017 года в Бишкеке. 
С целью обсудить развитие цифровизации ЕАЭС, и участие в рамках повестки кыргызской национальной программы «Таза коом», «Деловая Евразия» обратилась к члену Коллегии (Министру) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям Евразийской экономической комиссии, Карине Минасян.

— Карине Агасиевна, как, по вашему мнению, идет взаимодействие правительства Кыргызской Республики с Евразийской экономической комиссией по вопросам цифровой повестки ЕАЭС?

— Стоит отметить, что Кыргызская Республика является председателем органов ЕАЭС в этом году. И цифровая повестка – один из приоритетов сотрудничества в Союзе, обозначенный Президентом Кыргызстана Алмазбеком Атамбаевым в его обращении к главам государств-членов в начале 2017 года.
Сейчас Комиссия совместно с правительствами стран ЕАЭС ведет интенсивную работу по доработке проекта Основных направлений реализации цифровой повестки Союза до 2025 года. Документ должен быть представлен на рассмотрение и утверждение главам правительств в текущем году. Для разработки проекта под руководством Председателя Коллеги Комиссии Тиграна Саркисяна создана рабочая группа высокого уровня, в которую вошли руководители и заместители руководителей министерств и ведомств государств-членов, а также предприниматели. Представители различных органов власти Кыргызстана активно участвуют в экспертных обсуждениях проекта Основных направлений на площадке Комиссии и в заседаниях рабочей группы.

— На какие этапы разделена цифровая повестка ЕАЭС?

— В сущности, о цифровой повестке ЕАЭС можно говорить, начиная с 26 декабря 2016 года, когда главы государств подписали Заявление о цифровой повестке Союза.
Предполагается, что реализация цифровой повестки до 2025 года будет разделена на несколько этапов. На первом этапе, примерно до 2019 года будет проводиться моделирование процессов цифровой трансформации, проработка первых инициатив и запуск стартовых проектов.
Среди инициатив уже сейчас можно выделить такие, как развитие цифровой прослеживаемости продукции, товаров, услуг и цифровых активов, цифровой промышленной кооперации, электронной торговли и государственных закупок, цифровых транспортных коридоров, трансграничного оборота данных, обеспечение интероперабельности.
Второй этап предполагает реализацию новых проектов на основе механизмов, институтов и норм, которые будут отработаны на первом этапе. На третьем этапе совместно с бизнесом стран будем развивать цифровые экосистемы, что позволит говорить о переходе к комплексной трансформации отраслей и рынков в Союзе.

— Есть ли (примерно) данные о стоимости программ в рамках цифровой повестки ЕАЭС?

— Цифровая повестка будет реализовываться через прорывные проекты. Сейчас на площадке Комиссии ведется проработка инициатив претендентов на стартовые цифровые проекты. Расчет их стоимости является частью этой проработки. Пока для нас в ЕАЭС важной задачей является формирование приоритетов и механизмов реализации цифровой повестки. Вопросы финансирования проектов будут решаться постепенно, с учетом особенностей каждого из них. Предполагается активнее использовать уже существующий в государствах-членах механизм государственно-частного партнерства, венчурного финансирования и т.д.

— Какие страны ЕАЭС уже приступили к реализации (отдельных сегментов) цифровой повестки?

— Каждая из стран ЕАЭС уже накопила уникальные компетенции в цифровой экономике. Притом, что уровень ИТ-развития наших государств различается, для каждой из них характерна своя специализация. В странах действуют национальные программы цифровизации, например, «Цифровой Казахстан», «Цифровая экономика Российской Федерации».
Совместные проекты только планируются, и будут зависеть от утвержденных инициатив. В августе этого года на Форуме «Евразийская неделя» в Астане, который проводится странами Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией, будут обсуждаться перспективы развития и объединения усилий стран-участниц, бизнеса и общества в области цифровой экономики.
Цифровая повестка ЕАЭС потребует согласования действий, а национальные программы цифровой трансформации наших пяти государств целесообразно синхронизировать.
В рамках Союза уже есть опыт совместных проектов. Это оснащение транспортных средств системой ЭРА-ГЛОНАСС, введение электронного паспорта транспортного средства, создание информационных баз данных в сфере обращения лекарственных средств, введение механизма мониторинга прослеживаемости товаров, введение идентификации и маркировки отдельных видов товаров, создание Евразийской сети промышленной кооперации и Евразийской сети трансфера технологий. Создается Интегрированная информационная система Союза (ИИС), которая предполагает межгосударственное электронное взаимодействие и информационно-аналитическую поддержку уполномоченных органов государств-членов. ИИС не привязана к какой-то конкретной территории, она имеет трансграничный характер, и ее развитие признано приоритетной задачей на 2017 год для всех государств-членов. С использованием интегрированной системы уже обеспечивается взаимодействие таможенных служб стран ЕАЭС, оперативный (онлайн) обмен данными в рамках пилотного проекта маркировки меховых изделий.

— Как и что пояснено от имени правительства КР в ЕЭК по программе «Таза коом»?

— ЕЭК находится в постоянном диалоге с органами государственной власти стран Союза, в частности по вопросам информационно-коммуникационных технологий. Создан консультативный комитет, проводятся встречи министров государств. На уже упомянутом Форуме «Евразийская неделя» мы рассчитываем услышать обо всем новом, что наработано в странах.
Известно, что Программа «Таза коом» является одной из важных составляющих Национальной стратегии развития (НСУР) Кыргызстана до 2040 года. Суть программы «Таза коом» заключается в цифровой трансформации государства на всех уровнях государственного управления, создание цифровой экономики и общества, создание среды для инноваций, развитие человеческого потенциала, с широким внедрением современных информационно-коммуникационных технологий. В том числе программа будет одним из инструментов искоренения коррупции за счет минимизации влияния бюрократического фактора, через автоматизацию административных процессов и процедур, а также перехода на цифровые государственные услуги.

— Изучали ли вы опыт цифровизации экономик в других странах?

— Конечно, при формировании цифровой повестки ЕАЭС и основных направлений мы принимали во внимание передовой опыт лидеров цифровой трансформации, добившихся наилучших результатов в отдельно взятых сферах. Например, опыт Сингапура, Соединённого Королевства, Германии, Южной Кореи, Китая, США, Бразилии и т.д. Есть много удачных примеров. Накопленный международный опыт позволяет быстрее учиться, в том числе на чужих ошибках, предвидеть возможные проблемы и вбирать лучшие практики.
Кроме того, нам важно учитывать опыт самих государств-членов ЕАЭС при реализации их государственных программ в области цифровой трансформации и развития цифровой экономики, так как в процессе этой деятельности формируются необходимые компетенции и видение, новые цифровые активы и возможности, позволяющие в дальнейшем формировать совместную цифровую повестку, отвечающую требованиям рынков и общества.
Сопряжение государственных программ и реализация согласованной политики развития цифровой экономики, реализация совместных прорывных проектов позволит получить мультипликативные экономические эффекты. По подсчетам экспертов, вклад от совместной реализации цифровой повестки в рост ВВП ЕАЭС будет почти в два раза выше, чем вклад от реализации национальных цифровых программ странами Союза по отдельности. А запуск совместных цифровых проектов может еще значительно усилить позитивный эффект.

Павел Громский
§ Деловая Евразия