Соглашения в рамках ЕАЭС нацелены на финансы, деньги, кредиты, налоги и валюту

Реализация проектов соглашений по указанным политикам принесет пользу как гражданам, так и хозяйствующим субъектам стран-участниц Евразийского Экономического Союза, считает руководитель секретариата министра по экономике и финансовой политике ЕЭК Аскар Кишкембаев.

Своим мнением о развитии рынка капитала чиновник Евразийской Экономической Комиссии поделился с «Деловой Евразией» после выхода в свет материала об инвестиционных планах компании «Мол Булак Финанс», в которой рискнули вложить репутацию и инвестировать миллионы долларов в социальный проект.
Страхование – составляющая часть рынка капитала ЕАЭС. В этой связи, редакция обратилась в наднациональный орган союза – Евразийскую Экономическую Комиссию. На вопросы редакции о том, как развивается «капитальный рынок», отвечал руководитель секретариата министра по экономике и финансовой политике ЕЭК Аскар Кишкембаев.

— Аскар Булатович, редакция «Деловой Евразии» благодарит Вас за возможность дать пояснения от имени Коллегии главного наднационального органа ЕАЭС – Евразийской Экономической Комиссии.

— Взаимно.

— Финансовый рынок ЕАЭС, только проходит становление, и компании понимают, что инвестиции сейчас рискованны, и по сути, ничем не застрахованы. Страхование, согласно Договору о ЕАЭС, должно быть сформировано вместе со всем рынком капитала, к 2025 году, так как сам рынок – это одна из главных задач развития евразийской интеграции. Помимо страхования, он будет включать банковскую сферу и рынок ценных бумаг. Понятно, что такая сложная система, как перетоки капитала во всех его проявлениях – от самих денег до ценных бумаг, фондов, не может быть подготовлена и внедрена единомоментно, чтобы дать эффективное его передвижение. Какие шаги запланированы и делаются по развитию рынка капитала на ближайшее время – с 2017 по 2022 годы?

— Все верно – формирование общего финансового рынка будет способствовать эффективному распределению капитала, диверсификации рисков, повышению конкуренции на рынке финансовых услуг, снятию барьеров по взаимному допуску участников финансового рынка на рынки друг друга, а также обеспечению доступа бизнеса и граждан к кредитным ресурсам.
Важным условием создания рынка мы видим координацию финансовой, денежно-кредитной, налоговой и валютных политик в рамках Евразийского Экономического союза. Это позволит сформировать предпосылки для реализации принципа свободы движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала, снизить волатильность курсов национальных валют наших стран, повысить стабильность, ликвидность, предсказуемость и прозрачность финансовых рынков и создать комфортные условия для ведения бизнеса в масштабах Союза.
Хотя целевой ориентир для начала функционирования общего финансового рынка ЕАЭС – 2025 год, уже сейчас ЕЭК совместно с государствами-членами ведет работу по гармонизации национальных законодательств в сфере финансового рынка в соответствии с Союзным договором, а также разрабатывает предложения по формированию ключевых сегментов общего финансового рынка, включая единое биржевое пространство ЕАЭС.
Разработан проект Соглашения о гармонизации законодательства государств-членов ЕАЭС в сфере финансового рынка, который недавно был одобрен Советом Комиссии и направлен для проведения внутригосударственных процедур. Этим соглашением определяются направления и порядок гармонизации законодательства государств-членов в сфере финансового рынка. Конкретные требования к осуществлению деятельности на финансовых рынках стран-участниц предполагается гармонизировать таким образом, чтобы сохраняющиеся различия не препятствовали эффективному функционированию общего финансового рынка. Фактически на выходе мы должны получить «дорожную карту» по сближению норм и требований, предусмотренных национальным законодательством государств-членов ЕАЭС в финансовой сфере.
После завершения гармонизации законодательства в сфере финансовых рынков государства-члены примут решение о полномочиях и функциях наднационального регулятора финансовых рынков с месторасположением в Алматы (Казахстан).

— Согласованные действия стран на общем финансовом рынке невозможны без эффективного взаимодействия регуляторов в национальных экономиках. Обеспечить такое взаимодействие призвано Соглашение об обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в финансовой сфере. Оно вступило в силу осенью 2016 года. Как решаются отдельные пункты этого соглашения, в частности, вопросы биржевой торговли?

— Как уже было отмечено, для обеспечения свободного движения капитала на пространстве Союза мы сейчас работаем над формированием единого биржевого пространства ЕАЭС. В частности, ЕЭК готовит ряд важных соглашений, которые станут основой механизмов взаимодействия участников общего финансового рынка и обеспечат им недискриминационный доступ на рынки друг друга. К примеру, вступление в силу Соглашения о допуске брокеров и дилеров обеспечит их допуск без дополнительной регистрации – лицензирования, на национальные биржи государств ЕАЭС.
Соглашение об объединенной системе раскрытия информации об эмитентах, ценных бумагах и посредниках на общем финансовом рынке ЕАЭС создаст правовую основу для начала формирования инфраструктуры общего финансового рынка, включая технологические платформы.
Программа учитывает также проект Соглашения о взаимном признании выпусков ценных бумаг и других финансовых инструментов в государствах-членах ЕАЭС.

— Министр ЕЭК, Тимур Сулейманов, неоднократно отмечал активную работу Евразийской Экономической Комиссии по развитию сотрудничества стран ЕАЭС в области валютной и денежно-кредитной политики. Это и расширение использования национальных валют во взаимной торговле, в том числе. Хотя, по его собственному признанию, говорить о готовности валют интегрироваться в единое пространство, преждевременно. Тем не менее, Комиссия решает и вопросы по интеграции платежно-расчетных систем наших стран. Не рано ли?

— Нет, не рано. На сегодняшний день разработан ряд проектов Соглашений, реализация которых принесет несомненную пользу гражданам и хозяйствующим субъектам наших стран. Так, Совет ЕЭК утвердил проект Соглашения о согласованных подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации. Документ определяет перечень валютных операций, осуществляемых резидентами государств-членов ЕАЭС, в отношении которых стороны не применяют валютные ограничения. Это обеспечит свободу движения денежных средств резидентов ЕАЭС. Кроме того, за ними закрепляется возможность открывать без ограничений счета и вклады в иностранных и национальных валютах в уполномоченных организациях другого государства-члена и осуществлять по ним операции согласно законодательству этого государства. Также предусматривается гармонизация норм ответственности за нарушения законодательства в сфере валютных правоотношений.

— Можно подробности? Ранее «Деловая Евразия» об этом сообщала. 

— Этот документ создаст правовое поле для трансграничного обмена информацией о кредитных историях резидентов стран Союза, будет способствовать развитию кредитования в масштабах ЕАЭС и более эффективному управлению рисками при кредитовании банками заемщиков из других государств-членов.
В целом, работа, которая ведется для создания основ общего финансового рынка, имеет многоаспектный характер. Понятно, что по многим вопросам позиции стран ЕАЭС не всегда совпадают. Однако мы стараемся максимально учитывать мнения всех сторон, находить компромиссы, вырабатывать согласованные решения.
При этом мы действуем в максимально открытом режиме. Дискуссии проходят, в том числе, на площадках консультативных комитетов при Коллегии ЕЭК, в состав которых входят представители финансовых регуляторов наших стран, а также в рамках специализированных рабочих групп по различным направлениям. Кроме того, к нашей работе мы привлекаем представителей академического и бизнес-сообщества наших стран, а также экспертов и специалистов.

Павел Громский
§ Деловая Евразия