Ситуация в мировой экономике с каждым днем вызывает все большую тревогу. Биржевые сводки котировок валют и цен на углеводородное сырье сменяются сообщениями из «горячих точек», где идут военные действия или орудуют террористы.

Ощущение общей нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне негативно сказываются на настроении общества. Не случайно в принятом 16 января Плане действий правительства на этот год упор делается на минимизацию внешних факторов риска, которые связаны со снижением темпов экономического роста в мире и на пространстве ЕАЭС.

Антикризисный План кабинета министров содержит конкретные меры по реализации Программы правительства «Стабильность, доверие и новые возможности». В связи с этим возрастает роль Российско-Кыргызского фонда развития.

О дефиците доверия и нелогичности критики

Хотелось бы обратить внимание на эти три ключевых слова – стабильность, доверие, новые возможности. Особенно на ДОВЕРИЕ, которого так не хватает в нестабильную пору. А сегодня наступили именно такие времена. От того и страхи за хрупкую «стабильность» и неумение воспользоваться «новыми возможностями», что сулит очередной кризис.

Что примечательно, под вал критики порой попадают в первую очередь не те, кто сидит и тихо пережидает смутные времена, проедая бюджетные деньги. А те, кто действует и чья работа видна. Неслучайно в народе говорят: Инициатива наказуема или Кто работает - с того и спрос.

В конкретном случае речь пойдет о Российско-Кыргызском фонде развития. Едва успев обозначить себя на нашем рынке, он подвергается обструкции. Одни его упрекают за то, что якобы разбазаривает средства на малый и средний бизнес, при том, что надо бы поддерживать крупные проекты. Другие, напротив, жалуются депутатам и правительству, что недостаточно кредитов получают от РКФР предприниматели и фермеры, торговцы и заготовители. Третьи обвиняют его руководство в закрытости, хотя каждый свой шаг, принятое решение оно сразу же доводит до общественности. И чем прозрачнее работа института, тем больше к нему недоверия и претензий. Абсурд какой-то!

А недавно международную организацию попеняли еще и за то, что она не посоветовалась с научной и гражданской общественностью, как строить свою экономическую деятельность. Представляю, к чему бы мы сегодня пришли, если бы на курултае решали, кто достоин кредита, а кто нет, кому дать, а кому отказать.

В качестве аргументов – цифры и факты

В этом хоре советов и рекомендаций, где любой считает себя экспертом, теряется тихий спокойный голос главы фонда Нурсулу Ахметовой, доказывающей обратное языком цифр и фактов. А результаты на самом деле впечатляющие.

Чуть больше года назад Кыргызстан вступил в ТС и Евразийский экономический союз. При этом, заметим, что сама подготовка заняла чуть ли не десятилетие. И все равно страна оказалась не до конца готовой к партнерству и сотрудничеству в новых экономических реалиях. Адаптация, усугубленная экономическим кризисом, идет со скрипом и весьма болезненно.

А вот РКФР фактически начал работу сразу же после утверждения Советом фонда всех необходимых организационных вопросов. На дворе был июнь 2015 года. И уже через два месяца - в августе организовал выдачу первых кредитов, при этом занимаясь подбором персонала, обустройством рабочих мест для сотрудников, решая вопросы технического оснащения и другие.

Кто знаком с работой банковского и финансового секторов знает, какой объем работы нужно было проделать, чтобы достичь такого результата. А если учесть, что фонд – это партнерская организация, которая в одинаковой степени управляется как кыргызской, так и российской стороной, при том, что весь капитал на начальном этапе сформирован из денег российских налогоплательщиков, трудно представить, как в столь короткие сроки удалось запустить сложный механизм кредитования. Как удалось преодолеть все бюрократические пороги, согласовать нормативно-правовые базы двух стран.

Например, чтобы получить транши МВФ или кредиты Всемирного банка в десятки миллионов долларов правительство может целый год вести переписку и переговоры. При этом условия доноров могут быть довольно жесткими. РКФР уже сейчас имеет в своем активе 350 млн. долларов, причем деньги приходят аккуратно в срок. Это ли не оценка эффективности работы новой структуры?

В настоящее время из выделенных банкам 1,2 млрд. сомов 86% освоены за четыре месяца, 90 компаний малого и среднего бизнеса, работающих в разных сферах экономики, получили кредиты в национальной валюте под 12 процентов годовых. Стартовало и прямое кредитование – 3 млн долларов получило одно из предприятий агробизнеса. На последнем заседании правления фонда были одобрены еще 5 проектов на общую сумму 25 млн долларов. На стадии рассмотрения, по информации из РКФР, находятся еще 17 проектов на 129 млн долларов.

Чем измеряется эффективность фондов развития?

Чтобы говорить об эффективности или неэффективности международной организации, нужно сравнить ее работу с подобным институтом. Иначе критика будет голословной. Увы, у нас аналогов нет. В то же врем, как показывает мировая практика, многие страны создают и используют фонды и банки развития. Но на то, чтобы они начали функционировать, уходят годы. Кыргызстан же, подстегиваемый экономическим кризисом, запустил процесс глобального кредитования МСБ и реального сектора за считанные месяцы!

По объему выданных кредитов совсем юная по возрасту структура опережает даже раскрученные, с наработанным кредитным портфелем банки. Отметим, что при этом каждый бизнес-проект проходит строгий экзамен на соответствие условиям РКФР обоими его учредителями. А это требует дополнительного времени на рассмотрение и принятие решения.

Наверное, можно было бы еще более ускорить процесс: от заявки до получения денег. Над этим, по словам Н.Ахметовой, ломают голову эксперты фонда. Однако это не признание неэффективности работы, а скорее обозначение индикатора роста в перспективе.

Советуют фонду не увлекаться кредитованием малого и среднего бизнеса, сосредоточиться на крупных масштабных проектах с участием зарубежного капитала.

Почему бы нет? Отличное предложение. Вот только согласятся с такой кредитной политикой РКФР представители этого сектора экономики? А их у нас целая армия. И вклад МСБ в экономику солидный. По словам заместителя министра экономики Данияра Иманалиева, в развитых странах доля малого и среднего бизнеса составляет 50-70%. В Кыргызстане около 40% ВВП производится именно в этом сегменте, который и по количеству рабочих мест занимает лидирующее положение.

Тень ЦАРИИ возникла из небытия

Почему такое обостренное внимание к Российско-Кыргызскому фонду развития? Столько ожиданий и разочарований, слухов и небылиц при том, что кредиты в полной мере еще даже не заработали?

Анализируя высказывания экономистов, экспертов, политологов приходишь к выводу, что многие, выступающие в прессе, на Фонд перекладывают груз ответственности за развитие, состояние экономики в стране. Видимо, срабатывает инерционное мышление: у кого реальные деньги, с того и спрос. Увы, сегодня в глазах общественности кошельком является не республиканский бюджет, за который отвечает правительство. Так сложилось, что относительно дешевые средства на развитие производства, организацию логистического центра или возрождение текстильной отрасли можно получить в РКФР.

По этой, полагаю, причине, а также повышенных ожиданий скорых результатов, Фонд упрекают в том, что он не занимается привлечением инвестиций крупных международных корпораций, модернизацией производства и экономики в целом, а распыляет средства на малый и средний бизнес. Вместо того, чтобы попытаться внедрить «сингапурское чудо» - реформы Ли Куан Ю, который поднял некогда нищую страну к вершинам благосостояния и процветания.

Со всеми этими выводами можно согласиться, если бы они адресовались правительству или на худой конец министерству экономики, в чьи функции входит выработка и проведение экономической политики. Ибо миссия фонда на самом деле не столь обширная – это содействие модернизации и развитию экономики. Иначе говоря, помощь правительству в модернизации и развитии экономики. Разница существенная.

А вот привлекать на наш рынок транснациональные корпорации, с помощью которых можно модернизировать экономику, создать новые рабочие места, иначе говоря, не став второй Швейцарией попытаться переродиться во второй Сингапур – согласитесь, задача всего руководства Кыргызстана, но не одной международной организации.

И еще, прежде чем примерять реформаторские одеяния знаменитого сингапурца, наверное, стоит озаботиться защитой и безопасностью иностранных инвестиций, искоренить коррупцию, с чего собственно и начались реформы Ли Куан Ю. Я уже молчу, каким потом и кровью далось сингапурское чудо, на плоды которого мы с завистью взираем.

Кстати в совокупности все эти советы и рекомендации, воплотись они в жизнь, ничего не напоминают? ЦАРИИ, например.

В 2009 году детище Максима Бакиева со скромным статусом агентства по привлечению иностранных инвестиций вовсю рулило экономикой страны, подмяв правительство. По своему усмотрению распоряжалось российским кредитом, грезило модернизацией и высокими технологиями, хотело дружить с ТНК и подменяло кабмин за рубежом на переговорах самого высокого уровня.

Но тогда вдохновители ЦАРИИ сами хотели определять экономическую политику угоду далеко не национальным интересам, а посему наделяли себя неограниченными властными полномочиями. И делали это вопреки общественному мнению и воле народа. Зачем же сегодня пытаться реанимировать былой опыт – причем добровольно? Своими советами и рекомендациями, к которым, надо заметить, прислушиваются. Особенно те, у кого свои виды на фонд и его деньги.

Лариса Ли

akipress