Предпосылки: вопросы логистики и малый набор товаров с надбавленной стоимостью
15 июня 2017 года в Бишкеке-Астане-Минске-Ереване-Москве-Саратове прошел онлайн круглый стол «Поиск экономических ниш для участников рынка ЕАЭС». Участники дискуссии – эксперты Евразии, неоднократно отметили, что основой развития малых экономик станет их особая специализация на отдельных видах производства, встраивание в существующие производственные цепочки.
Вместе с тем, директор исследовательского центра «Амберд» Армянского государственного экономического университета Армен Григорян, отмечая успехи ЕАЭС, на примере Армении показывает возможности, которые в настоящий момент не используются. Своим мнением он поделился с редакцией «Деловой Евразии».
— Что, по Вашему мнению, является причиной, как Вы отмечаете, медленных темпов?
— Присоединение Армении к ЕАЭС дает свои плоды. И надо отметить, что все могло быть лучше, если бы не кризис в экономиках России и Армении в 2015 году, и не нынешняя структура реального сектора экономики Армении где, к сожалению, большой удельный вес имеют направления с небольшой добавленной стоимостью. Если рассмотреть цифры, то очевиден факт, что после вступления Армении в ЕАЭС совокупный экспорт Армении в 2016 году, по сравнению с 2014 годом, вырос на 14,5% (в сравнении с 2015 годом – на 20%). Причем, около 64% роста (и 50%, по сравнению с 2015 годом) обусловлен именно ростом экспорта в страны ЕАЭС. Надо отметить, что экспорт Армении в 2016 году, по сравнению с предыдущим годом рос не только в Россию (около 50%) а и в другие страны ЕАЭС. В частности экспорт в Казахстан увеличился на 20%, в Беларусь около два раза и в Киргизию около 3 раза. Это привело к тому, что доля стран ЕАЭС в совокупном экспорте Армении с 17,5%, вырос на 22,5%.
— Но все расчеты показывают, что если производственные мощности, сырьевая база, производительность и качество продукции армянских предприятий пищевой промышленности были бы готовы к новым рыночным условиям, то экспорт мог бы расти в два-три раза большими темпами…
— Да, и это – несмотря на относительно низкую конкурентоспособность армянских производителей. В частности это было заметно в направлении экспорта сыров, вина (качество), фруктовых и овощных консервов, парниковых овощей, (производственные мощности), рыбы и ракообразных (производительность).
В пищевой промышленности большую добавленную стоимость в экспорте Армении имеет только коньяк, но рынок алкоголя России, которая является основным направлением экспорта Армении, трансформируется. В 2015-2016 годах оборот водки и коньяка в российском рынке падает, а доля коньяка в рынке спиртных напитков не так уж велик (около 1-1,5%).
— Логистически, Армения – наиболее слабая экономика.
— Ввиду отсутствия сухопутной границы с остальными партнерами ЕАЭС и с низким качеством транспортных коммуникаций, экспортеры продуктов питания в рынках стран ЕАЭС не имеют ценовой конкурентоспособности и не могут придерживаться стратегий лидерства по издержкам, а иногда, особенно в зимний период, не могут гарантировать бесперебойность поставок. Хотя рынок продуктов питания России не утратил свою привлекательность особенно в тех направлениях, в которых под воздействием эмбарго ушли сильные конкуренты из ЕС, США, Канады и некоторых европейских стран не членов ЕС.
Данная картина говорит о том, что армянские бизнес-круги должны рассмотреть и другие направление для дальнейшей специализации. Исходя из выше перечисленного, я считаю, что армянские производители должны ориентироваться на наращивание мощностей именно в тех направлениях, в которых добавленная стоимость выше.
– Что можно сказать в целом? Ваш прогноз?
— Такими направлениями я вижу экспорт ювелирных изделий, компьютерных устройств и телекоммуникационной аппаратуры, лекарств и медикаментов, электрических приборов и одежды. В данных направления Армения имеет производственный опыт и конкурентоспособное качество продукции, которая экспортируется в развитые рынки. Что касается сектора услуг, то тут основными направлениями специализации могут быть туризм (включая лечебный туризм, так как в Армении качество медицинских услуг высок, а цены существенно ниже, чем в других странах ЕАЭС), высокие технологии (в сфере которых Армения имеет наибольшую конкурентоспособность), и интернет услуги. Думаю это самые перспективные направления стратегического роста армянского бизнеса в рынках стран ЕАЭС.
Савелий Петров
§ Деловая Евразия