Заявление кыргызского лидера отражает непоследовательность Бишкека
Внеочередное заседание Высшего евразийского экономического совета (ВЕЭС) по инициативе президента Кыргызстана может быть инициировано, но созвать его вряд ли удастся. Кыргызстан не использовал все возможности для урегулирования конфликта с Казахстаном, кроме того, фактически отказался это делать именно в рамках Высшего евразийского экономического совета.
Заявление Алмазбека Атамбаева о внеочередном созыве ВЕЭС сравнили с ультиматумом, при условии, что Кыргызстан имел возможности для урегулирования и не реализовал их.
Технически и институционально, кыргызский лидер действительно имеет все возможности для созыва ВЕЭС. В то же время, как пояснил источник «Деловой Евразии», близкий к органам ЕАЭС, ситуация является необычной, и для её рассмотрения необходимо решить целую серию процедурных вопросов – от Договора о ЕАЭС, до согласования графиков и повестки.
— На сегодня нет прецедентов, когда бы внеочередное заседание Высшего евразийского экономического союза было созвано по инициативе одного из президентов, — прокомментировал редакции источник. — Регламент и Договор [о ЕАЭС] это позволяет, и тут Алмазбек Атамбаев прав. Другое дело, насколько имеет место необходимость.
Источник пояснил, что, если Высший евразийский экономический совет – это высший наднациональный орган, и в его задачи входит решение ключевых вопросов экономики, то между Киргизией и Казахстаном сложилась больше политическая ситуация.
Регламент ЕАЭС действительно позволяет решать споры между союзниками, даже если они носят оттенок политических. Между тем, практика показывает, что именно Бишкек, в лице бывшего премьер-министра Сооронбая Жеенбкова, положил начало тому, что эти механизмы не применяются.
На заседании Межправительственного совета ЕАЭС 27 марта 2017, когда года белорусская сторона высказал ряд экономических претензий к российской, глава российской делегации обернул ситуацию в политическое русло. Председатель саммита, Сооронбай Жеенбеков, проигнорировал спор, и только поблагодарил белорусского и российского коллег за вступления: в итоговых документах межправсовета ЕАЭС вопрос двусторонних отношений России и Беларуси отражен не был.
Сейчас же, в сложившейся ситуации, Кыргызстан фактически занимает позицию, близкую к европейской и американской политике двойных стандартов. Страна создала прецедент для не решения вопросов в рамках наднационального органа, и пока не исчерпала всех инструментов для разрешения своих вопросов на двусторонней основе, и тем более - в рамках ЕАЭС. Теме не менее, глава государства стремится применить «тяжелую артиллерию» - Высший наднацинальный орган Союза.
— Разрешение казахстано-кирзиских противоречий, затрагивающих напрямую вопросы евразийской интеграции, возможно при помощи различных механизмов, предусмотренных Договором о ЕАЭС, — комментирует кандидат юридических наук, эксперт Фонда «Мастерская евразийских идей», Армен Айрапетян. — Во-первых, это обсуждение проблем в рамках Высшего евразийского экономического совета, который объединяет глав государств-членов Союза. К сожалению, Киргизия решила проигнорировать такую возможность и на полях встречи в Высшем Совете хотя бы обсудить наметившиеся проблемы с Казахстаном. Дело не в том, что Президент Алмазбек Атамбаев отправил вместо себя молодого премьер-министра республики, а в том, что он не был наделён достаточными полномочиями от имени Бишкека в этом Высшем органе ЕАЭС. Сейчас Президент Атамбаев заявляет о возможности созыва внеочередного заседания Высшего Совета. Договор о ЕАЭС, безусловно, позволяет подобное, однако такое поведение Киргизии заставляет усомниться в эффективности и результативности грядущего внеочередного заседания ВЕЭС. Во-вторых, у Киргизии есть и другая правовая возможность решить проблему с закрытием границы Казахстаном. Это обращение в Суд ЕАЭС о соблюдении Казахстаном Договора о Союзе. Суд вынесет решение, обязательное для сторон спора. И в таком случае нет необходимости срывать важное для настоящего этапа интеграции заседание высшего органа Союза.
При этом, кыргызская сторона пока не предоставила объективных доказательств того, что именно казахское руководство вмешивалось в политический процесс внутри страны, и именно оно отразилось на экономических отношениях.
— С другой стороны, если обвинения руководства Киргизии в адрес Казахстана оправданны и Астана, действительно, каким-либо образом вмешивалась в ход избирательного процесса, то уже можно говорить о нарушениях основных принципов функционирования ЕАЭС, изложенных в статье 3 Договора от 29 мая 2014 года. Напомню, что среди этих принципов: уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности, и уважение особенностей политического устройства государств-членов. Но опять-таки налицо отсутствие желания воспользоваться механизмами, которые есть в рамках ЕАЭС. Конфликтов и противоречий избежать нельзя. ЕАЭС в казахстано-киргизском противостоянии стал не инструментом примирения, а, наоборот, инструментом борьбы. Это, конечно, не идёт на пользу Союзу, вредит его авторитету и подтверждает правоту тех исследователей, которые считают, что евразийскую интеграцию в формате ЕАЭС может ожидать такая же судьба, которая сложилась у СНГ, — заключает Армен Айрапетян.
Павел Громский
§ Деловая Евразия