Две страны рискуют поставить регион под удар, и сыграть на руку исламистам

Ультимативный тон кыргызского президента в отношении партнеров по ЕАЭС может разжечь очаг напряженности в регионе.
Обещая созвать внеочередное заседание глав стран Евразийского экономического союза, Алмазбек Атамбаев повысил уровень внешнеполитической риторики от резкого до вызывающего.

Ситуация на казахской границе, сложившаяся в отношении кыргызских граждан, вынудила его предъявить ультиматум партнерам по евразийству.

17 10 15 almazbek atambaev 1

— Сегодня выборы пройдут, и если они завершатся первым туром, и через один-два дня ситуация останется прежней, граница не откроется, я как президент страны-члена ЕАЭС могу созвать внеочередное заседание, — завил журналистам Алмазбек Атамбаев. — Если так будет продолжаться, встанет вопрос, есть ЕАЭС или нет. Когда Зайнидин Курманов был спикером Жогорку Кенеша, говорил, что если мы не отдадим Каркыру Казахстану, на нашу территорию войдут танки. Казахстан никогда так не поступит. Если эта территория настолько важна Казахстану, хорошо, надо составить соглашение. Но надо было говорить за несколько дней об этом до закрытия границы. Но даже на это они не соглашаются. Это очень удивительный момент. Может, новые президенты смогут договориться.

Глава государства привел соответствующие примеры из мировой классической литературы, традиционно понизив уровень политкорректности

— Нам надо определиться – есть у нас ЕврАзЭС, или нет у нас ЕврАзЭС? Мне иногда ЕврАзЭС напоминает книгу Джорджа Оруэлла «Скотный двор». Там один из персонажей, Свинья говорит: «Все животные равны, но некоторые равнее». Если у нас союз, тогда все страны должны быть в равных условиях. Иначе все эти действия направлены на разрушение Евразийского союза, фактически, — заявил Алмазбек Атамбаев.

По мнению российского политического аналитика Павла Клачкова, выпад кыргызского президента обусловлен несколькими причинами – от внутренней ситуации, связанной с выборами президента и обвинением во вмешательстве в них Казахстана, до внешнеэкономической ситуации.

pavel klachkov 3

— Урегулирование вопроса возможно тогда, когда в Кыргызстане будет фактическая стабильность и страсти схлынут, — говорит он в интервью «Деловой Евразии». — С этой риторикой, с выпадами в адрес Евразийского экономического союза, в адрес соседей, все эти моменты отсеиваются, и конечно, безнаказанным не останется никто. Понятно, что руководство страны находится в напряжении, и, тем не менее, нет смысла делать такие резкие заявления, и совершать ошибки с партнерами. В отношениях Кыргызстана с соседями необходим четкий, долгосрочный евразийский вектор, независящий от мелкой внутриполитической конъюнктуры. Во внешней политике страны мы хотим видеть нормальный стержень, а не истерики и метания. Тут недопустимы какие-то дрязги, а нужен четкий стержень, независящий от того, с какой ноги кто встал. Поэтому нужно иметь стратегическое видение в своей собственной стране, иметь доверие народа к власти, тогда лидер и сам спокоен, и спокойно ведет сбалансированную внешнюю политику.

В своей речи Алмазбек Атамбаев отметил, что намерен воспользоваться правом участия Кыргызстана в ЕАЭС, и созвать заседание Высшего евразийского экономического совета. Это право глава Кыргызстана намерен применить для решения вопроса с пропуском грузов и граждан Кыргызстана через казахскую границу, если Казахстан не решит вопрос в течение суток.
Как сообщала «Деловая Евразия», ранее президент Кыргызстана, как председатель Совета ЕАЭС в 2017 году, отказался вести эти переговоры на состоявшемся заседании совета в Сочи 11 октября 2017 года, и послал вместо себя премьер-министра Сапара Исакова. Поступок Кыргызстана едва не провалил само заседание ВЕЭС, которое вынужденно провел российский президент. В свою очередь, Сапар Исаков поставленную задачу с границей не решил – глава Казахстана Нурсултан Назарбаев обещал лишь дать кабмину поручение прояснить ситуацию. А поспешное заявление аппарата кыргызского премьер-министра о решении вопроса оказалось ложным, что заметно ухудшило ситуацию на границе. Если до 11 октября задержке подлежали только грузы, следующие в Кыргызстан, то с 12 октября граница оказалась заблокированной уже и для граждан КР. Павел Клачков считает последовавшее развитие событий закономерным, что как раз и вынуждает кыргызского лидера нервничать.

— Уверен, что Казахстан ведет эффективную сбалансированную евразийскую политику, — продолжает аналитик. — Там есть устоявшиеся тренды, ест сильное политическое влияние, хорошее экономическое развитие, и добрососедские отношения выстроены. Кончено, если теперь выходить к лидерам Казахстана на диалог, это должен быть человек способный, сильный, волевой, а не легкая фигура. И разрешение конфликта, а его можно урегулировать, стоит запросить внешнюю поддержку – третьей стороны. Возможно, стоит обратиться к Москве за поддержкой, за посредничеством, потому что, это сфера геополитических интересов России, и Москве совсем небезразлично, что происходит в регионе. В итоге, конечно, все стоит привести к тому, чтобы ситуация разрешилась и все должно утрястись и урегулироваться.

Казахстан и Кыргызстан являются активными региональными участниками, как в экономической деятельности, так и состоят в проектах политических и военных: ЕАЭС, ШОС, ОДКБ, ЦАРЭС. Сейчас своими действиями стороны, фактически вовлекают регион в локальный конфликт, формируя очаг напряженности, выгода от которого только у той стороны, которая систематически формирует подобного рода зоны – это НАТО и ЦРУ.
Первая группировка в 2014 году была вынуждена вывести свои воинские соединения из Кыргызстана и Афганистана, но позже сохранила их в Афганистане. А вторая получила другой результат – подвела террористические формирования из Сирии и Ирака в Центральную Азию. Вызванные бегством, исламисты расположили свои банды в серенных областях Афганистана. Тем самым, у подбрюшья России, за южной границей ЕАЭС, находится мощнейшая на сегодня террористическая группировка. В итоге, на западном и южном направлении Россия получает два очага напряженности. В один из которых вовлечены её партнеры – Казахстан и Кыргызстан. В этом отношении, считает собеседник редакции, возникает прямая необходимость тщательно провести расследование всех составляющих нарастающего конфликта, и установить заинтересованных в нем участников.

— Должны быть установлены лица, ответственные за возникновение такого конфликта. И их необходимо вывести на то, чтобы показать открыто – и это уже будет гарантией того, чтобы подобного не было наперед. Потому что Запад, они, да – не смеют сейчас показывать открыто свое лицо, но работу ведут. И наша работа – вывести «на чистую воду», и показать зачинщиков, организаторов, участников. Ведь, все равно, есть те, кто это когда-то сделал, и, конечно, за это кто-то ответственен. Тогда, на будущее будут созданы механизмы, которые поставят заслон, чтобы не создавать подобные риски и не сеять вражду и угрозу народам, — подчеркивает Павел Клачков.

Павел Громский
§ Деловая Евразия