Ошибочно принимать Российско-Кыргызский фонд развития за благотворительный фонд
РКФР чаще всего фигурирует в новостях в связи с поддержкой малого и среднего бизнеса (МСБ). Однако, одна эта организация, даже созданная усилиями правительств двух стран, России и Кыргызстана, не может решать несколько совершенно разных больших проблем экономики, которая никак не была ориентирована на собственное производство, и где МСБ призван стать основным движителем.
Малый и средний бизнес – прослойка деловых людей, которая считается как основой развития городов и целых стран, так и основой расширения и роста крупного бизнеса. Оба вместе они дают рабочие места, вместе обеспечивают население своих стран товарами и услугами на экспорт. А повышение уровня экспорта особенно актуально для Кыргызстана, где ввоз товара превышает его вывоз в три раза.
В Торгово-промышленной палате КР (ТПП), обсуждая перспективы и возможности МСБ в новом 2016 году, и опираясь на участие Кыргызстана в ЕАЭС, рассматривают опыт развитых стран, где доля МСБ в экономике составляет 50-70% от объема ВВП. В Кыргызстане она не превышает 37,5% - есть куда расти и развиваться.
Для оперативного и успешного старта даже самый малый бизнес требует начального капитала. Есть он далеко не у каждого. В этом случае, обращаются за кредитами.
Как правило, кыргызстанские коммерческие банки, микрокредитные организации, лизинговые компании не спешат кредитовать стартап выгодными и недорогими займами, объясняя это высокими рисками в нестабильное время. Процентные ставки по кредитам в размере 25-28,5% в сомах выдаются на срок от 3-8 месяцев до года и трех лет. Даже если речь идет о специальных банковских проектах по поддержке фермеров, процентная ставка не падает ниже 16-21% годовых, а сами кредиты выдаются не более чем на 1-2 года, и редко – от 2 до 5 лет. Для сравнения: на Западе, где доля МСБ в экономике составляет как минимум половину объёма, процентные ставки для бизнеса составляют 5-10%, а срок их погашения – 20 лет и больше.
Кыргызстанские банки кредитуют преимущественно в долларах, а не сомах, что невыгодно предпринимателям, так как, в силу постоянного роста курса американской валюты, кредит вгоняет их в ещё большие расходы и долги. Поэтому предприниматели, особенно начинающие, либо откладывают свой старт до лучших времен, либо, если все же берут кредит, то в течение полугода-года чаще всего закрываются.
Так, по данным Нацстаткома КР, в первом полугодии 2015 года количество малых предприятий в стране по сравнению с тем же периодом 2014 года сократилось на 1231 – с 10 052 до 8 821. Число средних предприятий, за те же периоды снизилось с 734 до 725.
По тем же данным, малые и средние предприятия дали работу более чем 80 000 человек, а число занятых в сфере малого и среднего предпринимательства за год выросло более чем на 16 000. Число индивидуальных предпринимателей превысило 360 000 человек.
Такой выгодный, и такой неугодный
Как сообщала «Деловая Евразия», в 2015 году Кыргызстан завершил присоединение к ЕАЭС, что сопровождено рядом межгосударственных программ. Основная из них, с точки зрения материальной выгоды Кыргызстана – крупные инвестиции. Самая крупная из них – появление Российско-Кыргызского фонда развития, с уставным капиталом в 500 млн. долл., и кредитом в таком же размере.
Между тем, с появлением РКФР возникла парадоксальная ситуация. Раньше бизнес не мог и мечтать, чтобы получить деньги под 12% годовых, сроком на 5 и более лет, и в сомах, а не долларах. И вот, с сентября 2015 года РКФР выдает кредиты через местные госбанки, именно на этих условиях.
Как оказалось, этого недостаточно – фонд обвинили в медлительности. Серия встреч на всех уровнях, начиная от круглых столов, заканчивая обращениями к министрам, подняли критику так высоко, что она дошла до президента. Алмазбек Атамбаев сделал замечание о медленной работе фонда. Не отрицая аспект соответствующей оперативности в работе РКФР, председатель правления фонда, Нурсулу Ахметова, привела в пример мировую практику.
— Первые результаты подобные международные финансовые институты начинают демонстрировать не ранее 3 лет с начала своего существования. Наш же фонд уже через 7 месяцев с даты своего практического создания показал первые результаты, – пояснила она журналистам.
Целевые кредиты малым и средним предприятиям КР выдаются фондом через два госбанка с сентября 2015 года. За первые 4 месяца деньги получили 65 кыргызстанских предприятий на общую сумму 512 млн. сомов, а всего, по данным РКФР, на начало 2016 года кредиты выданы 87 компаниям на сумму 646 млн. сомов.
Между тем, едва фонд начал выдавать кредиты, кыргызстанские предприниматели показали свой нрав – стали звучать предложения, изменить условия кредитования, и смягчить их. А в январе предложения вылились в слабо замаскированные требования.
— Мы хотим написать письмо премьер-министру с просьбой помочь предпринимателям из Баткена упростить условия кредитования Российско-Кыргызского фонда развития, — высказали свою позицию члены Союза предпринимателей Баткенской области. — На сегодняшний день 10 предпринимателей хотят взять кредит, каждый на сумму 10 млн. сомов. Но для получения кредита требуется залог на сумму в 20 млн. У нас таких денег нет, — цитирует ИА «КирТАГ» члена Союза Авазбека Чотбаева.
Сами предприниматели отмечают, что согласны с политикой залогового обеспечения займа. Как и во всем мире, ни один серьезный инвестор не даст денег без гарантий их возвратности. Логично, что и в Кыргызстане ни банки или лизинговые, микрокредитные, микрофинансовые организации, ломбарды, и тем более, ростовщики – никто не даст кредит, «не прощупав» предварительно заемщика на наличие залога, и никому из вышеперечисленных кредиторов предприниматель даже не попытается диктовать свои условия. Такого бизнесмена просто не станут слушать: либо бери деньги на их условиях, либо отказывайся от услуги.
Логичные для мировой практики, эти же доводы не работают, как только речь заходит о Российско-Кыргызском фонде развития. Предприниматели видят в нём едва ли не благотворительный фонд, прося смягчения, уступок, беззалогового кредитования. При этом, признаётся, что фонд и без того предлагает очень хорошие условия кредитования, которых нет больше ни у кого в стране.
— Российско-Кыргызский фонд развития – не благотворительный проект, он не выдает гранты, — неустанно повторяет Нурсулуу Ахметова. — Это финансовая организация, работает, опираясь на три принципа кредитования – возвратности, срочности и платности. Раздавая деньги без бизнес-планов, не будучи защищенным в виде залогового имущества и вклада самого предпринимателя в размере 20% от стоимости проекта, фонд рискует обанкротиться. Ведь речь идет и миллионных проектах. Деньги, вложенные в проект, должны быть возвращены в фонд, чтобы затем опять реинвестировать их в экономику Кыргызстана.
Экономисты отмечают, что не сможет один только совместный межгосударственный фонд, даже с высоким объемом капитала и выгодными условиями кредитования, решить всех проблем, стоящих перед кыргызстанской экономикой. В основе успеха, в данном случае, лежит и его взаимодействие с правительством, и активная, а не иждивенческая, потребительская, позиция малого и среднего бизнеса.
Маргарита Лазуткина
§ Деловая Евразия