Кыргызстан продолжает развивать стихийную добычу угля
Отмена Российской Федерацией таможенного декларирования на ряд энергоносителей показывает поступательное и практическое использование механизмов Евразийского экономического союза.
К такому выводу пришли аналитики кыргызской экспертной компании Smart Business Solutions Central Asia. Как сообщала «Деловая Евразия», у электроэнергии, угля, минерального воска и большинства других позиций в товарной группе 27 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) ЕАЭС были сняты требования по декларированию. В Smart Business Solutions Central Asia считают, что российская сторона пошла на этот шаг для увеличения своих экспортных возможностей.
— В определенной степени это произошло и по причине превышения предложения над спросом по данным товарам в России, из-за падения спроса на них в период кризиса с 2014 года, – говорит в интервью «Деловой Евразии» заместитель директора SBS CA Марат Мусуралиев.
Объемы угольных запасов в России и Казахстане, по данным аналитической компании Smart Business Solutions Central Asia, действительно самые большие в странах ЕАЭС. Вследствие чего России важнее всего освободить этот экспортный товар от препон для увеличения объемов сбыта при условии высокой доли этого сырья в статьях импорта ряда других страна союза. К примеру, Кыргызстан, из имеющихся трех основных категорий угля – бурого, каменного и коксующегося, добывает у себя и использует бурый и каменный угли.
— Основная наша проблема – это то, что нет нормальной логистики ни для участия в торговле, ни для собственного рынка, — говорит эксперт. – До Кара-Кече (самое крупное месторождение каменного угля в КР – прим.ред.) нет железной дороги. А раз её нет, то и месторождения, по большому счету, тоже нет. Относительно полноценная железная дорога в Кыргызстане есть только в Чуйском регионе, и все. Короткие тупиковые ветки в остальных регионах республики, входящие в них извне, в расчет можно не брать. Поэтому на ту же ТЭЦ-1 Бишкека дешевле завозить уголь с более отдаленных месторождений Казахстана, несмотря на расстояние в 1500-2000 километров – из Экибастуза, Каражыры или Шубаркуля.
Сейчас в КР могут номинально применить мультимодальную схему доставки угля – везти от Кара-Кече до Балыкчи на машинах, а далее до Бишкека – по железной дороге. Формально новые два агрегата планово-убыточной ТЭЦ-1 Бишкека спроектированы под уголь с Кара-Кече. Но, во-первых, у каракечинского угля теплотворность лишь 3500-3800 килокалорий, а у шубаркульского 5200-5700 килокалорий. То есть, для подогрева одинакового объема воды, нашего угля нужно извлечь, привезти и сжечь в большем объеме. Второе – это запасы, производительность и логистические условия месторождений в Казахстане, которые на два-три порядка выше наших. Например, Экибастуз. Это гигантский угольный разрез, на который свободно входят железнодорожные составы, а сам он легко обеспечивает топливом две казахские ГРЭС мощностью в 1000 и 4000 мегаватт. То есть, мягко говоря, кыргызская угольная промышленность в ЕАЭС неконкурентная, потому как, незначительная по масштабам, тупиковая по логистике и главное – не имеющая прямого железнодорожного сообщения с крупными рынками сбыта. Поэтому, покупать, в том же Бишкеке будут преимущественно не свой собственный, а казахстанский уголь. Он и калорийнее, и разрабатывать его легче, плюс, благодаря сложностям доставки с Кара-Кече, из-за отсутствия железной дороги, завозить проще.
В SBS CA отмечают также, что в Кыргызстане нет железных дорог, способных доставлять уголь как до основных рынков как внутри страны, так и за ее пределами. Из 424 километров железных дорог 323 километра путей пролегают по северной части территории республики. Остальная часть, тупиковыми отрезками, проходит на юге.
— Одна железнодорожная ветка ведет на Шамалды-Сай и дальше к Таш-Кумыру, вторая входит в Жалал-Абад и до Кок-Жангака, третья – в Кызыл-Кию, есть еще и узкоколейная линия Пролетарск-Сулюкта — продолжает Марат Мусуралиев. — То есть, для вывоза угля из перечисленных месторождений в Кыргызстане, необходимо преодолевать государственные границы других стран. Но за 26 лет Кыргызстан не построил ни одного километра новых железных дорог, чтобы вывести свои регионы из логистической изоляции, и складывается устойчивое впечатление, что не намерен этого делать. Представитель госпредприятия «Кыргыз темир жолу» Эрнис Докенов на пресс-конференции руководства ГП КТЖ 13 января 2017 года так и заявил: «Нам не нужны новые железные дороги». По этой причине и на рынок угля мы никак не выйдем, и свои собственные запасы не сможем нормально разрабатывать. Оборудование угольных шахт, где была их промышленная разработка при СССР, в большинстве своем разрушено. Это привело к возникновению стихийных добытчиков так называемых «апачей» - жителей, которые самостоятельно добывают уголь на старых шахтах кирками, на свой страх и риск. Гибнут, заболевают, обеспечивая локальные потребности в угле своих регионов.
Эксперт отмечает, что стихийная добыча угля стимулируется низкой добычей и высокой потребностью в соседних республиках.
— Для них неожиданно открылись новые рынки сбыта. В Таджикистане, в связи со сложностями в снабжении природным газом, с 2000-х годов возник спрос на уголь. Собственный уголь в Таджикистане также есть и разрабатывается, но кыргызский уголь из Лейлекского района, благодаря качеству и калорийности, хорошо продается не только в сопредельной с Лейлеком Согдийской области РТ, но и в южных регионах РТ. Судя по заявлениям официальных должностных лиц при встрече руководителей КР и РУз в 2017 году, Узбекистан также готов рассмотреть возможность закупок угля из КР, — заключает эксперт.
Савелий Петров
§ деловая Евразия