Российские инженеры в Бишкеке, или – «энергичный» проект для страны «Ала-Тоо»
На фоне дискуссий в кыргызском обществе о пересмотре тарифов на электроэнергию и активном противлении их увеличению, произошло знаковое событие.
10 августа 2021 года в Бишкеке открылся филиал сильнейшей российской инжиниринговой компании – «Института Гидропроект». Организация основана в 1930 году, имеет отношение к проектированию большинства гидроэлектростанций бывшего СССР, в том числе, к крупнейшим в Средней Азии – Токтогульской и Нурекской ГЭС. Как лаконично отмечает сайт Института, в феврале текущего года в Москве заключено «Соглашение о сотрудничестве», которое подписали российские энергетики и правительство Киргизии. В рамках соглашения «Институт Гидропроект» получил статус консультанта по реализации Программы развития малой гидроэнергетики Кыргызской Республики – проект «Зеленый миллиард». Переход энергетики на малые ГЭС поднимали многие исследователи, депутаты, предприниматели. В условиях повального отказа всех составов правительства страны прийти к возведению крупных ГЭС и обретении сомнительного статуса импортера электричества, ввод малых ГЭС в строй может стать своеобразной панацеей.
Своим видением перспектив кыргызско-российского партнерства в энергетике с «Деловой Евразией» поделился зампредседателя Правления Российско-Кыргызского Фонда развития, Олег Кудяков.
— Охарактеризуйте, пожалуйста, состояние и деловые перспективы Кыргызстана и России в области гидроэнергетики в контексте международного партнерства.
— Перспективы двустороннего сотрудничества в этой области действительно имеют большой потенциал, как и потенциал малых рек и водотоков Кыргызстана. Специалисты оценивают его в пять-восемь млрд. киловатт-часов в год, из которых республика использует менее процента. Киргизия является страной с быстрорастущим населением, спрос на электроэнергию растет ежегодно, вся выработка потребляется внутреннем рынком, а в зимнее время, в связи с ее дефицитом, Кыргызстан вынужден осуществлять импорт из Казахстана. Дефицит электроэнергии ощущается в промышленном секторе, инфраструктуре, жилищном строительстве, где в этой связи существуют ограничения по подключению новых объектов. За последние десять лет внутреннее потребление электроэнергии выросло почти на 4 млрд. киловатт-часов, и имеет устойчивую тенденцию к дальнейшему росту. В то же время, за этот же период в стране не вводились в эксплуатацию новые генерирующие мощности. Дальнейший рост потребления ограничивается существующими мощностями. По некоторым экспертным оценкам текущий отложенный спрос потенциальных потребителей находится на уровне 5 млрд. киловатт-часов, причем потребители готовы к более высокому, чем установленный, максимальному тарифу, энергетикам зачастую просто нечего предлагать. Учитывая текущую ситуацию, стране крайне необходимо развивать сектор гидроэнергетики, как крупной, так и малых ГЭС. Строительство крупных ГЭС является достаточно капиталоемким и длительным процессом, кроме того, энергетический сектор имеет большие кредитные обязательства. С этой точки зрения развитие малой гидроэнергетики является экономически целесообразным и относительно быстрореализуемым методом решения вопроса дефицита электроэнергии в республике, куда можно привлечь частных инвесторов из РФ.
В 2012 году между Российской Федерацией и Кыргызстаном было заключено соглашение о строительстве и эксплуатации Камбар-Атинской ГЭС-1 и Верхненарынского каскада ГЭС. В случае ввода в эксплуатацию только Верхне-Нарынского каскада ГЭС проектная мощность которого составляет 238 мегаватт, выработка электроэнергии увеличилась бы почти на 1 млрд. киловатт-часов электроэнергии. Планируемый срок строительства каскада составлял 5 лет, стоимость около 700 млн. долларов США. К сожалению, из-за затянувшихся процедур и изменения рыночных условий соглашение было денонсировано по инициативе кыргызской стороны в начале 2016 года. При работе на сегодняшний день указанных ГЭС и их выходе на плановые мощности, вопрос дефицита предложения электроэнергии на внутреннем рынке был бы решен.
На сегодняшний день на рынке КР представлены крупные российские компании с хорошей экспертизой, которые готовы сотрудничать с инвесторами в области разработки технико-экономических обоснований, проектировании малых ГЭС, а также выступать в качестве генеральных подрядчиков по строительству и поставке оборудования для малых ГЭС. Фонд планирует дальнейшее развитие сотрудничества между российскими компаниями поставщиками услуг и оборудования и инвесторами в области строительства малых ГЭС в КР.
— Что можно сказать о потенциале Кыргызстана в области энергетики для внутреннего, регионального, и для рынка ЕАЭС?
— Гидроэнергетический потенциал КР составляет 142 млрд. киловатт-часов электроэнергии, из которых республика использует всего 10%. Согласно информации Министерства энергетики и промышленности КР, на реке Нарын можно построить до 30 гидроэлектростанций суммарной установленной мощностью до 6,2 гигаватт. Это примерно в два раза больше, чем существующие мощности всех ГЭС страны. Реализация гидроэнергетического потенциала республики требует инвестиций, которые сложно привлечь в сектор энергетики с учетом текущих тарифов на электроэнергию, которые не покрывают затраты энергокомпаний. Пересмотр тарифов позволит придать импульс для развития сектора энергетика, а также привлечь региональных инвесторов.
При давно назревшем пересмотре тарифной политики необходим адресный подход с разделением тарифов в зависимости от доходов населения, увеличением верхней планки льготного тарифа, который в настоящее время составляет менее цента за киловатт-час, и постепенной индексацией тарифа в течение длительного периода. Для промышленных и коммерческих потребителей, с учетом низкой доли издержек на электроэнергию, в структуре себестоимости, постепенная индексация тарифа также не будет заметно влиять на производственные планы. Некоторые из промышленников уже сейчас оплачивают по двойному тарифу – за бесперебойность снабжения электроэнергией, и особенно это касается золотоизвлекающих фабрик и предприятий непрерывного цикла.
Ввод новых крупных ГЭС позволит решить вопрос с обеспечением электроэнергией внутренних потребителей, а также экспортировать часть вырабатываемой энергии в соседние страны. Например, в рамках уже заключенных соглашений по проекту CASA-1000 Кыргызстан имеет возможность продавать электроэнергию в энергодефицитные Афганистан и Пакистан, причем – по высокому тарифу. В настоящее время идет подготовка к прокладке линий электропередач через территорию республики для дальнейшего транзита. Инвестиционная стадия может занять несколько лет, с учетом проведения линий через территории всех стран-участниц проекта, после чего откроются возможности для экспорта электроэнергии. Если на момент завершения строительства линии, ситуация с дефицитом электроэнергии в стране сохранится, то обязательства по экспорту будет сложно выполнить.
Как и сам Кыргызстан, вся Центральная Азия является регионом с быстрорастущим населением, где, согласно данным ООН, в 2000-2020 годах прирост составил 20 миллионов человек, или 36%. К 2021 году численность населения региона составила 75,4 миллиона человек. Прогноз на период до 2050 года выглядит не менее динамично, и находится на уровне более чем 100 миллионов человек, или 32,6%. 48% жителей Центральной Азии проживают в городах, а ориентированность государств на индустриализацию и переориентирование экспорта с сырья на продукцию с добавленной стоимостью требуют дополнительных энергетических мощностей для развития. На этом региональном рынке гидропотенциал Кыргызстана просто огромный, соседние равнинные республики с растущими экономиками не имеют таких природных возможностей.
При создании благоприятных условий, в том числе, при правильной тарифной политике Киргизии, можно говорить о серьезных перспективах развития гидроэнергетического потенциала страны.
— Как, по вашему мнению, изменится состояние рынка электроэнергетики региона в ходе реализации «Программы развития малой гидроэнергетики Кыргызской Республики («Зеленый миллиард киловатт-часов»)?
— Проект «Зеленый миллиард» являлся инициативой Министерства энергетики и промышленности Кыргызстана, анонсирован в текущем году. Эта программа отражала четкие цифры по потенциалу приобретения электроэнергии, вырабатываемой на ВИЭ со стороны государства, разработку долгосрочной стратегии развития малой гидроэнергетики и энергетической отрасли в целом. Нам не известна текущая ситуация, связанная с развитием концепции «зеленного миллиарда», но, на наш взгляд, данный механизм позволяет упорядочить процесс строительства объектов генерации и правильно планировать энергетический баланс страны с точки зрения бюджетирования расходов, связанных с приобретением электроэнергии по повышенным тарифам. Фактически, вместо импорта электроэнергии у соседних стран, государство приобретает тот же объем электроэнергии, по таким же тарифам, у национальных частных генерирующих компаний, что поощряет строительство малых и средних ГЭС.
Кроме этого, данная инициатива является актуальной с точки зрения снижения вредных выбросов в атмосферу, когда внимание мирового сообщества, направлено на необходимость уменьшения влияния парниковых выбросов на изменение климата. Внедрение «зеленых технологий» позволяет использовать более эффективные меры связанные с развитием экономики страны.
— Как, по вашему мнению, отразится расширение российского регионального участия в контексте развиваемого рынка электроэнергии ЕАЭС?
— Россия является ключевым игроком на рынке электроэнергии ЕАЭС, наличие и неё мощностей, научного потенциала, экспертизы, производственных и финансовых ресурсов позволяет формировать политику в регионе. Расширение регионального участия РФ позволит повысить вектор развития рынка электроэнергии, а также окажет положительный эффект на интеграционные процессы стран-участниц ЕАЭС.
— Охарактеризуйте проекты в области энергетики, поддержанные РКФР в Кыргызстане. Каков их удельный вес в общей энергетике? В чем Вы видите возможности, потенциал природных условий для киргизского бизнеса в области гидроэнергетики?
— РКФР, среди прочего потока проектных предложений, рассматривает и заявки в области строительства малых ГЭС. Доля выработки электричества на малых ГЭС, построенных из средств РКФР, составляет порядка 0,3% в общем объеме выработки по республике. При установлении тарифа на приобретение электроэнергии со стороны государственных распределительных компаний, достаточного для окупаемости проектов в пределах сроков финансирования РКФР – до десяти лет, Фонд сможет активнее рассматривать заявки на строительство малых ГЭС. При этом необходимо отметить, что при рассмотрении заявок на финансирование проектов, финансовые институты обращают внимание на источник возврата кредитных средств. В текущей ситуации распределительные компании заключают договор на приобретение электроэнергии только после завершения строительства ГЭС, и получается замкнутый круг, в связи с чем необходимо внести соответствующие поправки в действующее законодательство в области ВИЭ. Это позволит заключать договора на приобретение электроэнергии до начала строительства малых ГЭС с установлением тарифа и гарантированных сроков приобретения электроэнергии. В оптимальном варианте было бы логично установить обязательство распределительных компаний заключать соглашение о гарантированном выкупе электроэнергии у генерирующих компаний после прохождения государственной экспертизы ТЭО проекта, заблаговременно до начала строительства.
— Какие проекты в области энергетики могут быть реализованы силами Фонда или с участием его партнеров и с какими сроками реализации?
— Фонд открыт к сотрудничеству с партнерами для реализации совместных проектов в гидроэнергетике, включая строительство малых ГЭС. В среднем срок окупаемости проектов в этой области, как мы видим, с учетом гидротехнических характеристик различных объектов по стране и текущих тарифов, составляет до десяти лет. Это не превышает предельный срок финансирования, установленный инвестиционной политикой Фонда для проектов в данной отрасли. Реализация проекта должна быть осуществлена на территории Киргизии, а охват выпускаемая продукция должен быть ориентирован на национальный рынок, или на рынок ЕАЭС в рамках евразийской интеграции. При этом, Фонд не ставит ограничения на реализацию выпускаемой продукции на другие рынки.
Что касается проектов Фонда с партнерским участием, то хорошим примером является строительство малой ГЭС в Баткенской области, где компания «Росатом» выступает в качестве консультанта по доработке технико-экономического обоснования проекта и его финансовой модели. Благодаря экспертизе «Росатома» была предложена оптимизация стоимости проекта, а также увеличена выработка этой малой ГЭС. Кроме того, в рамках финансирования поставки российского оборудования по проекту строительства малой ГЭС получены достаточно привлекательные условия финансирования от «Росэксимбанк», как участника группы «Российского экспортного центра». В свою очередь, открытие филиала «Института Гидропроект» в Бишкеке является знаковым событием в области строительства и проектирования ГЭС в Кыргызстане, поэтому ожидаем качественно новый импульс в развитии экспертизы и строительства гидротехнических и водохозяйственных сооружений.
Савелий Петров
§ Деловая Евразия