Перевозчиков Кыргызстана убедительно просят жаловаться в ЕЭК

За сутки казахстанскую границу прошли всего 4 кыргызские автомашины из 500. Автомобильные пробки на российском и кыргызском участках казахской границы стали результатом усиления работы казахских служб, что совпало с предвыборной кампанией в Кыргызстане.

Предприниматели связывают бдительность таможенников РК с заявлениями, сделанными президентом Кыргызстана 7 октября в отношении руководства Казахстана, которые привели к политическим и экономическим последствиям. Так, 9 октября 2017 премьер-минстр Казахстана Бакытжан Сагинтаев напомнил о помощи, которую Астана оказывала Бишкеку в период интеграции в ЕАЭС.

Бизнес Кыргызстана рискует получить миллионные убытки от простоя транспорта. В интервью «Деловой Евразии» директор транспортной компании «Оптима Транс» Дмитрий Шинков отмечает, что в настоящий момент на границе Казахстана со стороны России и Кыргызстана скопилось более 500 грузовых автомобилей.

dmitry shinkov1

— За стуки прошло всего четыре машины, — говорит Дмитрий Шинков. — Ситуация начала осложняться вчера, примерно в шесть часов вечера. Машины останавливают, перегоняют на помещение временного хранения, требуют выгрузить часть груза, чтобы освободить проход, потом досматривают полностью, вплоть до аптечки. Выгрузка, перегрузка – это все затраты, и по времени, и по деньгам, и по ресурсам. Непонятно, почему так получается – когда вошли в Евразийский союз, как сыр в масле катались, вообще без проблем. А сейчас еще хуже стало, чем было до того, как вошли.

Предприниматели сообщают о том, что сама государственная граница с Казахстаном не перекрыта: таможенники РК выполняют свою работу, досматривая грузы и проводя проверки. При этом, проверке подвергаются только кыргызские перевозчики.

sergey golinko1

— Есть такое понятие, как «фактор риска», — комментирует для «Деловой Евразии» директор транспортной компании «Экзотика» Сергей Голинко. — Его применяют таможня и погранслужба. Это когда по ряду параметров – частоте пересечения границ, состоянию документов, затемнению груза на рентгене и прочему, возникает некое подозрение, и это нормальные, допустимые и воспринимаемые риски. По факту, проверку должен вести компьютер, но он не учитывает этот самый фактор, а человек может. Периодически проводят выгрузку, досмотр. Если все в порядке, то машина под фактор риска не попадает. А если попадет, ее всегда будут досматривать по полной программе. Сейчас фактически всех грузоперевозчиков из Киргизии подводят. Наши сами порой виноваты – злоупотребляют нормами, которые позволяют Кыргызстану торговать внутри ЕАЭС беспошлинно. Но это, если своя продукция, или если она в списке изъятий. А наши злоупотребляют, и везут товары из Китая, и продают без пошлин. До недавнего времени казахские таможенники нашим больших претензий не делали. А сейчас все факты просто поднимут, и у них будет полноценная и обоснованная картина, потому что наши сами во многом виноваты.

В этом случае «фактор риска» распространится на все кыргызские перевозки. Ситуация будет усложняться, нарастая в геометрической прогрессии. Что, в свою очередь, создаст предпосылки для тотального занесения кыргызских перевозчиков в рисковый реестр.

— К нам обратились сотрудники из Министерства экономики [Кыргызстана] с просьбой составить и оформить жалобу в Евразийскую экономическую комиссию, на действия казахских органов. Но это невозможно сделать просто так. Для письма в ЕЭК нужны реальные факты – видеосъемка на погранпереходах в течение 5-7 дней, документирование, отслеживание цепочек шагов. Тогда можно говорить о реальных обращениях. Мы сейчас будем фиксировать, и отслеживать, силами всех перевозчиков. А пока предъявить нечего. Зато, казахи вполне могут показать какие-то случаи, которые фиксировали, и опускали, — отмечает Сергей Голинко.

Предприниматели связывают возникшие сложности с реакцией казахской стороны на действия кыргызского президента.

— Мы предполагаем, что это началось как ответ на критику Алмазбека Атамбаева в отношении Нурсултана Назарбаева. И теперь нужно, чтобы президенты начали договариваться между собой. И никак не через профсоюз или что-то еще, те же жалобы. Также уже было у нас с фитоконтролем. Мы направили жалобу, и через 20 дней они прислали в фитослужбу Киргизии специалистов, привели документы, протокола, измерения – все отсканировано, расписано, не четырех листах. Там все указано – и что без сертификатов, и с какими нарушениями, все указали, — комментирует предприниматель.

По его словам, в список претензий внесены нарушения частных перевозчиков, которые возят груз на машинах без прицепов, общей массой до 300-500 килограммов. Это торговцы на локальных, приграничных рынках. Они не составляют основной массы перевозчиков. Основные перевозки ТНП автомобилями с прицепом, по международным трассам, через Уральск или Актюбинск.

— Их казахские органы как раз и загоняют на ПВХ. Не понимаю, зачем он это [Алмазбек Атамбаев] это сделал. Так хорошо пошли вперед в отношении с узбеками, такой сильный шаг вперед, а тут, с казахами – такое, — подчеркивает Сергей Голинко.

Савелий Петров
§ Деловая Евразия