Электромобили Tesla vs целесообразность и экологичность
Инициативы Илона Маска находят все больше критики экспертов, и грозят обернуться потерями в бизнесе.
Так, в начале марта два беспилотных электрических грузовика Tesla осуществили первую доставку аккумуляторов для машин Tesla с завода в Спарксе, штат, Невада, на сборочный конвейер в калифорнийском Фримонте. Фура, как обещают в Tesla, сможет проезжать 500 миль (804 километра) при полной загрузке (36 тонн) и на максимальной для нее скорости. По словам Маска, длина большинства грузовых маршрутов — 250 миль, поэтому грузовик может доехать до пункта назначения и вернуться без подзарядки.
Несмотря на помпезность прошедшей презентации рейса, эксперты усомнились в том, что грузовик поступить в серийное производство до 2019 года. Tesla уже имеет нарекания от Pepsi, Walmart и Anheuser-Busch, сделавших заказы с момента первого показа грузовиков в 2017 году, и получивших опоздания по срокам. Речь идет, в частности, о моделях грузовиков Tesla Model 3.
Годом ранее компания Tesla собиралась выйти и на российский рынок, подыскивала помещения под собственный офис, шоу-рум и сервисные центры в Москве и Санкт-Петербурге, сообщал РБК со ссылкой на «Коммерсантъ».
По словам одного из собеседников газеты, американская компания собирается открыть небольшой офис, разместить который изначально планировалось в коворкинге Regus, а также открыть сервис-центры и арендовать торговые помещения в Москве и Санкт-Петербурге.
— Представитель Tesla в беседе с изданием не подтвердил и не опроверг информацию о поиске помещений в России, отметив, что компания не раскрывает подробную информацию о будущих открытиях на новых рынках. Эксклюзивный консультант Tesla в России CBRE отказалась от комментариев, — пишет издание.
Информация об успехах Tesla получила критику, как не имеющая яркого характера, а вхождение компании на рынок Евразии для производства или продаж электромобилей названо маловероятным.
— Сама по себе новость не является прорывной, — говорит в комментарии «Деловой Евразии» генеральный директор компании «Технопромсервис» Владимир Долгомер. — Не одна пара машин Tesla Inc уже колесят и по московским дорогам. Продукт очень специфический, потому продается гораздо меньше, чем обычные люксовые автомобили. Является ли это свидетельством повышения интереса россиян к электромобилям – тоже сказать сложно. Илон Маск идет не туда, куда указывают маркетинговые замеры, а куда ему, скорее всего, интересно.
Зато новость дает возможность обсудить экологичность транспорта в целом и электротранспорта в частности. Электроавтомобили Tesla – это лишь дорогостоящее воплощение для привередливых модников в давно привычных нам троллейбусах и трамваях на улицах, и электрокарах в цехах. Да, проводной электротранспорт более зависим от направления движения, зато не требует совсем времени на подзарядку. А вобще количество электротранспорта вокруг нас так велико, что странно обсуждение Tesla, как прорывного продукта. Тележки в цехах заводов, вспомогательные автомобили в аэропортах, погрузчики в супермаркетах, детские автомобильчики в парках, или ставшие обыденностью электровозы типа «Сапсан» и «Ласточка», троллейбусы, трамваи.
Но являются ли все они более экологичным транспортом, чем транспорт с ДВС?! Электроэнергия – это вторичный энергоресурс, и для его производства потратили уголь, или мазут, нефть, ядерное топливо. Хорошо, если это электричество пришло от ГЭС, а если нет? Полный город электротранспорта, питающегося от находящихся рядом электростанций на угле и мазуте – не самая экологичная картина. Даже внешне экологичные атомные электростанции оставляют отработанное ядерное топливо (ОЯТ), что совсем не хорошо для окружающей среды. Правда, нужно сказать, что и бензин получается из нефти тоже с тратой существенного количества энергии.
Собеседник редакции отметил, что в сумме своей электротранспорт имеет мало перевеса по отношению к традиционным ДВС.
— Крупные электростанции имеют более высокий КПД, чем полк малых двигателей внутреннего сгорания, но несут потери на передаче энергии, и эти потери могут быть существенными. ДВС же все время на виду, вследствие чего к ним предъявляют более строгие требования по экологии, и в том числе поэтому двигатели этого типа часто обновляются, и каждое новое поколение экологичнее предыдущего. Модернизация крупных электростанций редко происходит чаще, чем 1 раз в 30-45 лет. А вот получение высококачественного бензина приводит к появлению мазутно-битумных остатков, которые нужно как-то использовать, и это не самый экологичный продукт.
И даже такой на первый взгляд бесспорный экологический транспорт как водородный, тоже имеет минусы. Водород в чистом виде в природе практически отсутствует, для его получения (как правило методом электролиза) требуется электричество, которое в свою очередь получается пока в основном из классических ископаемых энергоресурсов.
Что бы я поставил на первое место с позиции экологии? Транспорт на метане. Метан является первичным энергресурсом, причем не требует такой переработки как бензин из нефти или даже фракционирования как пропан или бутан из попутного газа. у метана самый низкий уровень выброса из всех ископаемых видов топлива. Еще есть немаловажный фактор эксплуатационного удобства – это заправка за считанные минуты, в отличие от зарядки электротранспорта. Есть, правда, и у него недостатки: для закачивания в баллон 200 атм (CNG) либо ожижения (LNG) требуется достаточно много энергии. Но будем надеяться, что она всегда вырабатывается на электростанциях на природном газе, — заключил Владимир Долгомер.
Компания Tesla основана Илоном Маском в 2003 году. Занята в производстве электромобилей. В ноябре 2016 года приобрела SolarCity, выпускающую солнечные батареи. В январе 2017 объявила о запуске серийного производства литий-ионных батарей на заводе Gigafactory в штате Невада. В феврале компания стала именоваться Tesla Inc вместо Tesla Motors. Как отмечал CNN Money, решение убрать из названия слово Motors связано с желанием компании выйти за рамки продажи электромобилей и создать «энергетическую империю».
Василий Кочанов
§ Деловая Евразия