Великобритания может осложнить создание Трансатлантического партнерства
Как сообщала «Деловая Евразия», в Великобритании завершился референдум по выходу страны из состава Евросоюза – brexit (Britain’s exit – прим.ред.). Голоса распределились примерно поровну: 52% - «за», и 48% - «против» сохранения членства в ЕС.
В настоящее время главы лидирующих экономик ЕС выставили Лондону своеобразный ультиматум – страна может покинуть союз после соответствующего официального заявления, поданного в Брюссель, согласно статьи 50 Лиссабонского соглашения ЕС. При этом, немецкий лидер Ангела Меркель оперативно попыталась развернуть ситуацию с выгодой для себя лично.
— Прагматизм Меркель говорит о том, что в конечном счете именно она будет тем, кто задаст тон переговоров с другими лидерами ЕС 28 июня, — отмечает глава Европейского направления центра Eurasia Group Муджтаба Рахман, — а также будет вести переговоры и в конечном итоге сделает так, чтобы все стороны участвовали в них.
По оценкам ИА Regnum, Brexit будет иметь негативное воздействие не только на Соединенное Королевство, что видно уже сейчас, но и для экономики всего ЕС.
— Около 45% британского экспорта, направляющегося в ЕС, окажутся под ударом, как и 16% экспорта из ЕС в Соединенное Королевство. А ВВП ЕС сократится на 3 трлн. долларов, — пишет издание.
При этом, Великобритания фактически поставила под вопрос свою собственную целостность: выйти из состава Соединенного королевства, и впоследствии присоединиться к ЕС уже сейчас намерены Шотландия, Ирландия, Гибралтар. По оценкам евразийских экспертов, brexit, так и вероятный распад старейшего государства Европы невыгодны для стратегического развития большой Евразии.
— Возможный выход Великобритании для многих явился неожиданностью, — говорит в интервью «Деловой Евразии» кандидат исторических наук, директор ИАЦ «Евразия-Поволжье» Марина Лапенко. — Однако Великобритания всегда занимала в ЕС особую позицию и по Шенгену и по еврозоне. Момент, действительно, исторический, поскольку развитие европейской интеграции всегда носило поступательный характер, и даже в период сложной экономической ситуации не было серьезных откатов назад. Выход Великобритании создает особый прецедент, которым могут воспользоваться другие страны.
Эксперт не считает brexit трагедией, так как Туманный Альбион изначально не позиционировал себя частью современной Европы. Наиболее ёмко это состояние ещё в середине 20-го века характеризовал премьер-министр Уинстон Черчилль: «Мы – с Европой, но мы – не Европа. Мы связаны, но не объединены».
— Если вспомнить вхождение Великобритании в ЕС, то оно было достаточно сложным пока на политической арене был Шарль де Голль, считавший нецелесообразным включать «проводника интересов США» в европейскую большую семью. Поэтому выход Великобритании может осложнить создание Трансатлантического партнерства, усилить европейскую идентичность ЕС, снизить зависимость от США, и как следствие будет позитивно влиять на развитие отношений ЕС и России, ЕС и ЕАЭС, — заключает эксперт.
Василий Кочанов
§ Деловая Евразия