Реальное развитие бизнеса невозможно заменить выставками

Компании из Пакистана проведут в Бишкеке «Торговый Караван в странах Центральной Азии». Об этом сообщает Торгово-промышленная палата КР (ТПП), со ссылкой на Минэкономики и Посольство Пакистана. Продукцию представят ведущие производители мебели, текстиля, пищевой продукции, спорттоваров, фармацевтики, хирургического и стоматологического оборудования.

Запланирован бизнес-форум между предпринимателями двух стран. В ТПП отмечают, что участие в нем позволит наладить деловое сотрудничество пакистанских и кыргызских компаний.

— «Торговый Караван» – это выставка изделий и товаров 49 пакистанских компаний из различных секторов и будет проходить 18 и 19 мая в отеле «Хаятт», — отмечается в сообщении ТПП КР.

По отзывам представителей малого и среднего бизнеса, выставки подобного рода действительно дают возможность встретиться лицом к лицу с потенциальными клиентами и покупателями, и наладить контакты.

— За несколько дней мы приобретаем такое количество новых знакомых, что один только пересчет их визитных карточек занимает потом больше двух часов, — комментирует участие в выставках представитель компании «Вива Текс» Айсулуу Аракеева. — Это очень действенный способ довести до потенциального потребителя информацию о нашем товаре. На выставку приходят, как правило, руководители высшего звена, до которых в обычные дни добраться просто нереально. Кроме того, это выгодно: участие в выставке экономит большие средства. Выставка – это маркетинг. И если, например, вести маркетинговые кампании самостоятельно, в том же Китае – самим выехать туда, искать контакты, встречаться, разъяснять, то это потребует расходов от 5000 долл. А в Кыргызстан со всех стран едут инвесторы, потенциальные партнеры, заинтересованные в нашей продукции. Конечно, это выгодно.

Вместе с тем, маркетолог отмечает, что выставок недостаточно для продвижения на зарубежные рынки. Так, в производстве трикотажа есть фактор сезонности, поэтому выставки должны проходить не менее двух раз в год. А так как трикотажная и швейная отрасли являются устоявшимися брендами Кыргызстана, то укреплять эти торговые марки необходимо как раз за рубежом, на международном уровне, под брендом «Made in Kyrgyzstan».

Что касается производства и ведения бизнеса как такового, то, продолжает собеседник, необходимы качественные меры внутри страны, в системе законодательства и экономической политики.

— Государству надо промониторить курс валют. Наш сом должен быть слабым по отношению к валюте той страны, куда мы собираемся экспортировать наш товар. Тогда это будет выгодно экспортерам. В трикотажном производстве используется натуральное сырье – шерсть. В Кыргызстане качественная шерсть – это молодые «мериносы». У нас нет государственной сельскохозяйственной программы по его поддержке и развитию. Например, в Казахстане на 1 килограмм сданной шерсти фермер получает дотацию в размере 1 доллара. В Кыргызстане все производство держится только на плечах самих бизнесменов. Государство трикотажным компаниям никак не помогает. Наоборот – очень дорогая электроэнергия. У многих предприятий недостаток оборотных средств, все эти годы они брали и берут кредиты по высоким процентным ставкам – 18-20%. Это невероятно дорого и невыгодно. А мера по снижению ставки НДС позволила бы предприятиям накопить достаточно оборотных средств, чтобы повысить объемы производства. Если хотя бы на пять лет государство освободило отечественных предпринимателей от налога по НДС, то объемы производства в нашей отрасли увеличились бы в два и больше раза, и позволило бы создать более 50 тысяч новых рабочих мест, — подчеркивает Айсулуу Аракеева.

Василий Кочанов

§ Деловая Евразия