К этому приведет норма о признании товара, произведенного на СЭЗ, импортным
Четыре из пяти Свободных экономических зон Кыргызстана рискуют обанкротиться, оставаясь как без государственной поддержки, так и оказываясь неготовыми к новым экономическим реалиям.
Наряду со всеми предприятиями стран-участниц Евразийского Экономического союза, изготовляющими продукцию из сырья, ввезенного с территории третьих стран, они с начала года признаются поставщиками импортной продукции. Информацию об этом сообщил председатель таможенной службы Кыргызской Республики Азамат Сулйманов.
— К введению данной нормы все страны ЕАЭС пришли не за один день. Был переходный период. 1 января 2017 года он закончился и начался новый режим функционирования, — пояснил глава Таможенной службы КР на встрече с журналистами.
Институт свободных экономических зон (далее СЭЗ) представлен в каждом государстве членов ЕАЭС, которые имеют свою историю и специфику функционирования. В рамках ЕАЭС деятельность СЭЗ регламентируется рядом Соглашений по вопросам свободных (специальных, особых, таможенных экономических зон и складских помещений, Таможенным кодексом, и национальными нормативно-правовыми актами (НПА) стран-участниц ЕАЭС.
— Опираясь на текущие нормативно-правовые акты, можно отметить, что для определенной категории СЭЗ, которые осуществляли поставки на территорию Таможенного союза, теряются преференции и льготы в части таможенных пошлин, — поясняет в интервью «Деловой Евразии» аналитик компании BizExpert Гульнур Чекирова. — То есть, теперь субъекты СЭЗ стран-участниц ЕАЭС, поставляющие свою продукцию в Кыргызстан, Россию, Казахстан, Беларусь и Армению вынуждены будут оплачивать таможенные пошлины в полной мере. Эта мера урезает возможности для функционирования СЭЗ, не говоря об их развитии. Следовательно, возникает вопрос о роли института СЭЗ в рамках ЕАЭС. Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы провели сравнительный анализ СЭЗ в разрезе государств-членов ЕАЭС.
Количество СЭЗ в странах ЕАЭС колеблется от 2 до 33. Больше всего СЭЗ в России, а меньше всего – в Армении. В Кыргызстан их число – одно из последних в Союзе.
Эксперт отмечает, что мировая практика предусматривает классификацию экономических зон из примерно 25 разновидностей. В странх-участницах ЕАЭС СЭЗ сосредоточены по нескольким разновидностям: промышленны, технологический, туристический, логистический и ювелирный типы.
— Очевидно, что Кыргызстан наиболее уязвим в части представленности типов СЭЗ, потому что имеет промышленные экономические зоны, — отмечает собеседник. — Остальные страны диверсифицированы в части разновидности СЭЗ. При этом, кроме свободных экономических зон, существуют и другие виды зон с особыми условиями, которые могут расцениваться как альтернатива СЭЗ.
В BizExpert отмечают, что в 2016 году Российская Федерация приостановила вложения в СЭЗ и постепенно переводит акцент на Территории Опережающего Развития – ТОР.
— В них Россия видит альтернативу СЭЗ, которые предполагают кластерный подход в развитии региона. Ценность СЭЗ в экономической политике России сокращается и отходит на задний план. В Казахстане и Армении отмечается обратная картина – больше внимания уделяется развитию СЭЗ, которые расценивается как институт привлечения инвестиций в отдельные отрасли и стимулируют развитие. Ярким примером служит инициатива Армении по созданию ювелирной СЭЗ «Меридиан», которая нацелена на поддержку и продвижение соответствующей отрасли. В Кыргызстане институт СЭЗ очень слабый, так как преследовал только такую цель, как развитие депрессивных регионов страны, и своих ожиданий реализация этой идеи не оправдала. С момента запуска программы у СЭЗ не было ни внутриполитической поддержки, ни инвестиций в инфраструктуру, кадровый потенциал, и управленческую модель. На сегодня СЭЗ в Кыргызстане являются государственными предприятиями, в то время как передовые СЭЗ мира переданы в аутсорсинг управляющим компаниям, — отмечает Гульнур Чекирова.
Эксперты отмечают, что качество и количество инвестиций в СЭЗ определяют эффективность её функционирования. Структура и объем инвестиций в странах-участницах ЕАЭС разнообразные, но имеют общие свойства – под инвестициями подразумевается объесть вложений в проекты и инфраструктуру СЭЗ.
— Мы отслеживаем объемы инвестиций в странах региона, но данные по ним не всегда открыты, поэтому картина представлена частично, — отмечает Гульнур Чекирова. — Казахстан принял Государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития, и за пять лет вложил в инфраструктуру СЭЗ 143,8 млрд. тенге (0,44 млрд. долл. – прим.ред) государственных инвестиций. По состоянию на 2015 год СЭЗ РК привлекли 375,5 млрд. тенге (1,2 млрд. долл.) и создали 9230 рабочих мест. Подход в развитии СЭЗ – проектный.
В России с 2006 по 2015 годы на создание 33 зон было потрачено 186 млрд. рублей (3,2 млрд. долл.), из них 122 млрд. рублей (2,05 млрд.долл.) – из федерального бюджета. Сумма налоговых и таможенных платежей за этот период составила 40 млрд. рублей (0,67 млрд.долл.).
В Беларуси объем накопленных всеми СЭЗ прямых иностранных инвестиций на 1 января 2016 г. составил 0,85 млрд. долл., что составляет только около 5% от накопленных прямых иностранных инвестиций Беларуси. Количество рабочих мест в СЭЗ Беларуси составляет 139 700 человек, или около 3% от общего занятого населения страны.
В Армении на создание СЭЗ «Меридиан» было выделено порядка 10 млн. долл. В июне 2016 года весь объем инвестиций в рамках «Меридиан» составил 93,7 млн. долларов США, с созданием 275 рабочих мест. Инвестиционные программы компаний, задействованных в СЭЗ «Альянс», составили 17,5 млн. долл., с предполагаемым созданием 230 новых рабочих мест.
В Кыргызстане информация об объемах инвестиций в проекты СЭЗ, их инфраструктуру, количество рабочих мест, отсутствует. За 6 месяцев 2016 год СЭЗ в виде налогов перечислили в государственный бюджет порядка 114 млн. сомов (1,6 млн. долл.). Из пяти открытых фактически функционирует только СЭЗ «Бишкек». Остальные четыре СЭЗ остановили свою деятельность по причине несоответствия требованиям Таможенного союза.
Требования ЕАЭС, помимо прочего, предусматривают особый технический и эксплуатационный режим для Свободных экономических зон. Это: огражденная территория, оснащенную видео-оборудованием, таможенная зона, специальная инфраструктура.
— Этим требованиям наши СЭЗ не отвечают, поэтому таковыми не признаются, и субъекты этих СЭЗ теряют статус резидента со всеми преференциями. Как сказано выше, вложений в инфраструктуру этих территорий со стороны государства не производились, что и стало ключевым фактором провала института СЭЗ в Кыргызстане. С ним совпало требование еще и Таможенного союза, согласно которому товары, произведенные в СЭЗ стран-участниц ЕАЭС, при поступлении на рынки Союза, приравниваются к импортным поставкам из третьих стран, и облагаются таможенной пошлиной. В итоге, сравнивая развитие свободных экономических зон со странами-партнерами по ЕАЭС или с Узбекистаном, становится очевидно, что без государственных вложений, СЭЗ в Кыргызстане закончат свое функционирование и будут ликвидированы, — заключает Гульнур Чекирова.
Павел Громский
§ Деловая Евразия