Единственно возможный вектор развития страны связан с ЕАЭС, и его лидером Россией
Многовекторность погубит Кыргызстан окончательно – вывод, ставший очевидным для кыргызских и евразийских аналитиков. В очередной раз к нему решили вернуться на фоне отсутствия заинтересованного кыргызского бизнеса в мероприятии, организатором которого является единственно верный стране партнер – Россия.
2-5 июня 2021 года проходит «Петербургский международный экономический форум-2021». В 2019 году эта деловая площадка собрала более 19 000 человек из 145 стран мира. Наиболее многочисленные делегации прибыли из Китая, США и Германии.
Кыргызский бизнес отсутствовал. В деловых кругах Киргизии неучастие объяснили отсутствием финансирования, государственного или российского. В кулуарах российских политических и экономических партнеров недоуменно пожимают плечами – площадка создана и открыта для всех, и в первую очередь – деловых людей.
— О чем можно говорить с человеком, который приезжает от имени государства, но говорит не о взаимной выгоде, а о продаже его полномочий?! — сделал замечание российский чиновник, близкий к правительственной структуре, на условиях анонимности. — Возможно, стоит задуматься о готовности реально быть на равных, и быть искренним.
Аналитики отмечают, что именно твердая позиция партнеров является показателем надежности и стимулирования к росту. Россия готова работать совместно, но намерена работать на равных. ПМЭФ – мероприятие максимально высокого экономического и политического порядка, где значительную роль играют как раз корпорации и государство. Кыргызский экономический сектор зарекомендовал себя в этом не самым лучшим образом, будучи связан с полукриминальными схемами взаимодействия. Схемы как правило идут вразрез с интересами государства, и обеспечиваются доступом чиновников к принятию политических решений в области экономики.
Заметную роль в них играет так называемая многовекторность, которая позволяет уходить от ответственности по обязательствам – как правило, экономическим.
— Нашим политикам и деловым людям необходимо больше понимать, как работать на государство и как строить его, — рассуждает в беседе с «Деловой Евразией» экономист из Бишкека Марат Мусуралиев. — Многовекторность в бизнесе, как правило, является благом, так как позволяет диверсифицировать риски, «не складывать все яйца в одну корзину». Но при этом также важно в комплексе проводить анализ инвестпроектов с государственным участием на предмет соответствия национальным интересам, возможности государства участвовать в их реализации, влиять на принимаемые в них решения, распределению в них рисков между сторонами.
Новейшая история пестрит примерами, где кыргызская сторона выступает реципиентом крупных предложений для реализации на своей территории. Так или иначе, каждый из них, имея неевразийский, нероссийский, вектор, вел и ведет Кыргызстан к пропасти.
К примеру, проекты с Китаем отличает отсутствие эффективности и несовместимость с интересами Кыргызстана. Провальными стали создание в городе Токмок кыргызско-китайской бумажной фабрики, возведение частными структурами крупнейших рынков в регионе, через которые сформировались «серые» потоки импортных товаров, строительство китайско-туркменского газопровода через Алайскую долину, проект строительства китайско-кыргызской железной дороги в Узбекистан. Особый пример – Программа ПЕСАК от Всемирного банка, результатом которой стала деиндустриализация республики, ликвидация большинства крупных промышленных предприятий, потеря сотен тысяч рабочих мест. Проект того же Всемирного банка CASA-1000 по экспорту электроэнергии в Южную Азию несет для Киргизии риски от энергетики до финансов и политики.
— Киргизия прочно застыла в ситуации дефицита электроэнергии, — отмечает Марат Мусуралиев. — Её не хватает даже для покрытия внутренних потребностей, о чем было известно тем, кто лоббировал и подписывал соглашения по CASA-1000. Непонятно, в таком случае, каким образом страна исполнит свои обязательства по ее экспорту. Например, Таджикистан, который также участник CASA-1000, целенаправленно работает над увеличением мощностей генерации, что дает ему реальный ее профицит сейчас, и на ближайшие годы. В Киргизии растет дефицит электроэнергии, достигающий 20% от ее общего производства, нет новых мощностей генерации, и даже при условии, если уже сегодня начнется стройка новой ГЭС, способной этот дефицит сгладить, первое электричество она даст не ранее чем в 2025-2026 году. Полагаю, что уже в ближайшие годы Киргизии предстоят выплаты серьезных сумм неустоек за неисполнение обязательств по поставкам электроэнергии на экспорт в рамках соглашения CASA-1000.
По части финансовых аспектов собеседник редакции напомнил о высоком уровне существующего государственного долга, среди которого долги по проектам в области транспорта и энергетики занимают основной объем. Долги Кыргызстана растут постоянно, но кредиторы Кыргызстана из Поднебесной, Евросоюза, или из-за Атлантики идут не более чем на реструктуризацию, без изменения собственно размеров средств.
— По ряду перечисленных выше проектов в Киргизии необходимо проведение расследований как на уровне правительства, парламента, так и прокуратуры, — считает собеседник. — Главный вопрос – каким образом могли быть подписаны от имени республики соглашения по столь невыгодным для нее соглашениям? Только задуматься, могло ли быть подобное в Китае, Европе, или тех же США, где высочайший уровень контроля за государственными проектами и эффективная система наказаний?
В этой связи экономист отмечает более оптимальными условия взаимодействия, предлагаемые Кыргызстану евразийскими партнерами, в первую очередь – Россией. Так, присоединение к Евразийскому экономическому союзу уже привело к началу процесса упорядочения внутреннего законодательства страны в соответствие с нормами здорового делового оборота и взаимодействия.
— В этом отношении показательным служит соглашение по проекту строительства Россией в Киргизии Верхне-Нарынского каскада ГЭС. Кыргызстан денонсировал его еще при президенте Алмазбеке Атамбаеве, но оно выглядело более эффективным, в сравнении с остальными. В нем вопросы вызывали цифры удельных капитальных затрат, что можно было скорректировать по договоренности между сторонами. Что касается рынка сбыта электроэнергии и выгодности проекта для Киргизии и самой России, сомнений нет. Полагаю, что российский бизнес готов работать с нашими, но на равных, — резюмирует Марат Мусуралиев.
Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) является уникальным событием в мире экономики и бизнеса. Проводится с 1997 года, и претендует на звание лидирующей мировой площадки для общения представителей деловых кругов и обсуждения ключевых экономических вопросов.
Савелий Петров
§ Деловая Евразия