Кыргызстан готов поставлять мёд, фасоль, сухофрукты, продукцию легпрома
Как ранее сообщала «Деловая Евразия», Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном (ССТ), было подписано 25 декабря 2023 года, и вступило в силу 15 мая 2025 года. Первым документом о торговле, положенным в основу ССТ было Временное соглашение от 17 мая 2018 года.
Важным отличием Соглашения явилось создание Совместного комитета, где рассматриваются вопросы применения ССТ, и потенциальные возможностей по дальнейшему развитию торговых взаимоотношений между Ираном и ЕАЭС.
— Соглашение качественно улучшает тарифные уступки по сравнению с Временным соглашением и создает уникальные условия доступа на иранский рынок для производителей ЕАЭС. Товары, признанные происходящими из государств-членов Союза, смогут получать тарифные преференции в виде применения нулевых или пониженных ставок ввозных таможенных пошлин в Иране. Соглашение закрепляет взаимные обязательства ЕАЭС и Ирана по преференциальному доступу в отношении почти 90% от всей товарной номенклатуры, — пояснили редакции в блоке по торговле Евразийской экономической комиссии.
Средняя ставка ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, поставляемых из ЕАЭС в Иран, снизится с 20% до 4,5%. Бизнес ЕАЭС, при поставках продукции на иранский рынок, сможет ежегодно экономить на уплате ввозных таможенных пошлин до 380 млн долл. США. В свою очередь, Иран, поставляя продукцию на рынок ЕАЭС, сможет экономить до 50 млн долл. США.
— Традиционно экономика государств-членов ЕАЭС экспортно-ориентирована, — пояснили Евразийской экономической комиссии. — В связи с чем можно ожидать, что беспошлинный доступ позволит нарастить экспорт в Иран большого количества товаров. Это коснется таких продуктов и культур как зерновые – пшеница, ячмень, кукуруза; мясная продукция – баранина, мясо КРС, готовая мясная продукция и другие виды мяса; сушеные овощи – чечевица, фасоль; мороженое, сигареты, шоколад и кондитерские изделия и т.д.
Соглашение также улучшило условия доступа в промышленной группе товаров. Они относятся к прокату труб и металлоконструкций, пиломатериалов, бумаги, удобрений, полимеров, лекарств. Значительный перечень включает в себя суда, бульдозеры, самолеты, зерноуборочные комбайны, двигатели, котлы, автобетономешалки, пожарные транспортные средства, автобуровые, карьерные грузовики, железнодорожные локомотивы, железнодорожные контейнеры, железнодорожное путевое оборудование, паропроизводящие котлы, оборудования для птицеводства, холодильники и т.д.
— Есть и встречные уступки со стороны ЕАЭС иранской стороне, — отмечают в ЕЭК. — Это касается наиболее чувствительных товарных позиций в области сельского хозяйства, по которым предусмотрены тарифные квоты и сезонное обнуление квот. Так, иранские поставки картофеля, томатов, огурцов, яблок, капусты, свеклы, моркови и консервированных томатов – будут ограничены в пределах тарифных квот, позволяющих регулировать объемы импорта для пропорционального удовлетворения потребностей внутреннего рынка ЕАЭС.
Беспошлинно импортироваться иранские баклажаны, перец, дыни и арбузы будут в те дни, когда производство внутри ЕАЭС не в состоянии в полном объеме удовлетворить потребительский спрос на указанные товары. Кроме того, ЕАЭС сохранит тарифную защиту по некоторым основным чувствительным товарам. К ним относятся мясо КРС и домашней птицы, молочная продукция, сахар, спирт, сигареты, детское питание, мед, полимеры и прочие товары нефтехимической промышленности, гербициды, упаковочные мешки, железнодорожные вагоны, тракторы, легковые и грузовые автомобили.
— Преференциальный торговый режим будет покрывать 98,6% поставок в Иран из Армении, 96,4% поставок из Беларуси, 99,9% поставок из Казахстана, 94% поставок из Киргизии, 93,7% поставок из России, — особо подчеркивают в блоке по торговле. — Помимо либерализации внешнеторгового режима Соглашение предусматривает иные положения, которые существенным образом повышают предсказуемость и транспарентность условий взаимной торговли.
Дополнительно Соглашением закреплены унифицированные подходы к применению мер таможенного администрирования и определению таможенной стоимости поставляемых товаров. Подходы основаны на международных стандартах, в частности, Всемирной торговой организации (ВТО). Также предусмотрены механизмы по налаживанию более тесного сотрудничества между таможенными органами Сторон.
В отношении всех торгуемых товаров в полной мере действуют обязательства по применению базовых требований, аналогичных установленным в рамках ВТО, в части неприменения необоснованных количественных ограничений (запретов), технических барьеров в торговле (ТБТ) санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (СФС).
— Иран не является членом ВТО, — следует из пояснения. — Следовательно, положения Соглашения, которое основываются на нормах ВТО, дают всем государствам-членам ЕАЭС правовые гарантии недискриминации и предоставления благоприятных условий торговли.
Широкий перечень направлений взаимодействия также включен в охват главы «Отраслевое сотрудничество» Соглашения. Раздел предусматривает, в том числе, сферы исследований, инноваций, малые и средние предприятия, энергетику, образование, здравоохранение, окружающую среду, телекоммуникации, строительство, автомобильную промышленность, деятельность специальных экономических зон.
— Дополнительно стоит отметить, что данный список не является закрытым. По взаимной договоренности ЕАЭС и Иран могут проводить консультации о развитии взаимодействия и по другим направлениям, представляющим взаимный интерес. Соглашение – это новые возможности в сфере транспортного взаимодействия и развития транзитного потенциала, в первую очередь в контексте коридора «Север-Юг». Максимального эффекта от транспортного сотрудничества стран можно достичь комплексным подходом, который помимо непосредственно развития транспортной инфраструктуры включает в себя эффективную грузонаполняемость маршрутов, цифровизацию грузовых перевозок, снятие торговых и транспортных барьеров, — подчеркнули в ЕЭК.
Помимо торговой либерализации, которая поспособствует эффективной грузовой наполняемости маршрутов, Соглашение создает новые площадки и форматы для отраслевого сотрудничества, в том числе транспортного.
— Конкретная повестка для диалога с Ираном будет формироваться и дополняться с учетом предложений государств-членов ЕАЭС и, конечно, иранских партнеров. Но уже сейчас с иранской стороной обсуждаются вопросы развития логистических маршрутов с целью увеличения торгового оборота ЕАЭС-Иран. Иран активно участвует в развитии и использовании порта Солянка в Астраханской области, который позволяет осуществлять мультимодальные перевозки по МТК «Север – Юг». Обсуждается возможность строительства агротерминала в Особой экономической зоне «Серахс», который необходим для накопления и хранения больших партий сельскохозяйственных грузов, — отметили в Евразийской экономической комиссии.
Сельское хозяйство и продукция переработки являются приоритетными сферами экспорта для стран-членов ЕАЭС. В кыргызской Торгово-промышленной палате «Деловой Евразии» пояснили, что в первую очередь заинтересованы в экспорте сухофруктов, мёда и фасоли. При этом, импорт из Ирана позволит насытить отечественные рынки доступными и качественными медикаментами, строительными материалами и техникой.
— Перспективных направлений сотрудничества с Исламской Республикой Иран для нас несколько, — отметили в Отделе аналитики ТПП КР. — Агропромышленный комплекс интересует экспорт экологически чистой кыргызской продукции. Это мёд, фасоль, орехи, сухофрукты, и большой потенциал для создания совместных предприятий по переработке. Есть потенциал для лёгкой промышленности и текстиля, и совместное производство одежды с локализацией в Кыргызстане.
С точки зрения инвестиционной привлекательности в Торгово-промышленной палате рекомендуют иранским инвесторам воспользоваться преимуществами, которые дает география и национальное законодательство.
— Кыргызская сторона заинтересована в импорте доступных и качественных медикаментов, строительных материалов, техники, передаче современных технологий в сферах медицины и образования, реализации совместных исследовательских и образовательных инициатив. Партнёрство между Кыргызстаном и Ираном, это многоуровневая платформа для развития науки, промышленности, гуманитарных связей и взаимных инвестиций. Благодаря соглашению о свободной торговле и использованию общих логистических коридоров, стороны имеют возможность выстроить устойчивую, долгосрочную модель взаимовыгодной кооперации, — подчеркнули в ТПП Кыргызстана.
Справка «Деловой Евразии».
По итогам завершившегося иранского календарного года (19 марта 2025 года), экспорт Ирана в страны ЕАЭС составил более 2,0 млрд. долл. США, что на 20 % больше по сравнению с предыдущим периодом. Импорт Ирана из ЕАЭС достиг 1,51 млрд. долл., продемонстрировав снижение на 20 %. Во внешнеторговом обороте Ирана со странами ЕАЭС доли распределяются следующим образом: Россия — 80 %, Армения — 10 %, Казахстан — 8,7 %, Беларусь — 0,6 %, Кыргызстан — 0,5 %. В 2024 году экспорт Кыргызстана в Иран составил 18,3 млн долларов и сократился на 28 % по сравнению с 2023 годом. Импорт из Ирана в Кыргызстан составил 40,2 млн долларов и остался на уровне предыдущего года.
Соб.инф.
Деловая Евразия