Первой может стать Программа содействия управлению границами в ЦА – BOMCA
Конфликт на кыргызско-таджикской границе показал ненадежность международных программ по охране границы, привнесенных в Азию из Европы.
По оценкам экспертов, уже в течение 13 лет успешно ломаются устои по обеспечению безопасности в бывших союзных республиках Средней Азии, а в Европу уходит стратегическая информация о воинских соединениях и национальных ресурсах – недрах, из стран региона.
Действующая в регионе Программа содействия управлению границами в Центральной Азии – Border management programme in central Asia (BOMCA), устанавливая европейские ценности в охране границ вроде либерализма, партнерства и патрулирования, делает воинскую службу гражданским институтом, удаляя её от реалий. Так, в рамках процесса обучения и переподготовки пограничников стран Средней Азии – независимых государств, отмечена замена понятий «охрана» на «патрулирование», где отсутствует возможность силового воздействия при пересечении границы нарушителем. Предусмотрено ослабление человеческого фактора по контролю границы в угоду техногенному, когда периметр контролируется удаленно и исключено применение оружия в момент пресечения нарушения границы.
В комментарии «Деловой Евразии» политолог Марс Сариев отметил, что гуманитарные программы, как правило, имеют многозадачный формат.
— Например, ОБСЕ помогает налаживать приграничное сотрудничество в Азии, а идет еще и разведка в целях стран-заказчиков и спонсоров самой ОБСЕ, — говорит эксперт. — Разведываются местность, топография, население, национальный состав, промышленность. Декларируется основная цель – создать сотрудничество пограничных ведомств. Но, как мы видим, когда дело доходит до реального конфликта на границе, приходится подключаться местным властям, народным сходам. А об участии военной составляющей по программам от BOMCA в разрешении конфликта никто и не слышал.
По словам собеседника, в начале работы BOMCA в Кыргызстане было много круглых столов с участием военных, их обучали европейским принципам отношений населения и силовых структур – гуманизму, либеральности, партнерству. Пример с переправой на канале в селе Сада Баткенской области Кыргызстана и граничащим с ним селом Гуляндоз Согдийской области Таджикистана отразил не просто несостоятельность, а полное отсутствие применения механизмов, предлагаемых в рамках программы BOMCA.
— На самом деле, этот проект задумывался европейцами, — продолжает Марс Сариев, — и они прекрасно понимают, что одно дело – проводить стандарты в рамках Европы, такие как гуманизм, европейские ценности, и совсем иное дело – ценности у нас, в Азии, с нашим менталитетом. Главная задача европейцев – сломать ту систему, которая сложилась в советское время, те параметры охраны границы, которые отвечают именно условиям нашей ситуации, а в Европе она совершенно другая. Уверен, они прекрасно понимали, что эта программа означает размывание правил охраны границы, заложенных еще в союзных республиках СССР – в Таджикистане, Кыргызстане, Узбекистане, Туркмении. В итоге навязываемая модель приводит к размыванию понятия «охрана границы», когда охрана превращается в патрулирование, а возможный противник, или проникающий элемент рассматривается не как нарушитель, а как партнер. В условиях азиатской ментальности это деморализует наших солдат.
Эксперт отмечает, что наряду с постоянной угрозой проникновения враждебных элементов со стороны Афганистана важно удерживать постоянную связь между пограничниками и местным населением. Это позволяет именно охрана границы, унаследованная спецслужбами Средней Азии от советской пограничной службы.
— Они должны прекрасно понимать, что в Азии надо держать постоянную связь с местными, с аксакалами. Тут своя иерархия – что у народа, что в армии. В Европе, может быть и работает отсутствие этой иерархии, но не у нас. И наша прежняя система это все учитывала. А нововведения, как в Европе, они приводят к разрушению. Например, они решили ввести выборы командиров по охране границ из числа местных лидеров. Выборность – какая может быть выборность в армии?! Это прямой путь к разрушению системы охраны границ. Думаю, эти программы внедрены неслучайно, преследуют определенные цели, и не самые мирные, — подчеркивает Марс Сариев.
По его словам, реализация невыгодных для стран Средней Азии программ возможна, если первые лица руководствуются только целью материального обогащения, даже в ущерб вопросам безопасности.
— Бесплатные программы – вот что привлекает власти, — поясняет собеседник. — Тут уместна поговорка про бесплатный уксус. Если идет помощь – хоть с Китая, хоть с Европы, хоть откуда – это неважно, то наши власти её примут. Для них главное, что есть финансирование. Касаясь BOMCA, вопрос стоит просто – если что, ОДКБ прикроет. Да, это явный алгоритм наших властей вообще. Вот, к примеру, ТЭЦ. Взяли китайцев, хотя должны были брать на эту работу европейцев. Те построили, поставили, наладили – все красиво, удобно, управляется легко. Но это только внешне. Наши решили, что кнопками смогут сами управлять. И [Айбек] Калиев начал нанимать своих людей. Произошла авария, а в итоге разгребать всё поставили европейца, который раньше был начальником на ТЭЦ, хоть он уже пенсионер. То же самое и тут – приходят деньги, их с удовольствием принимают, BOMCA работает 13 лет, и никакой вопрос по ее методикам не решается. Рабочие и мобильные пограничные группы, они должны были сразу оказаться на месте, и реагировать на ситуацию. Так было пару лет назад, когда через границу проникли китайцы. Погиб наш егерь. Выяснилось, что там, в той местности, есть залежи нефрита, и китайцы разрешили своим контрабандистам выйти на нашу территорию. В итоге наши «проморгали», а китайцы сами и пустили своих на нашу территорию.
В настоящий момент идет переброска вооруженного контингента исламистов из стран Ближнего Востока в Афганистан и Пакистан, и ситуация усугубляется еще больше. Подвергшаяся деформации система охраны государственной границы в Средней Азии, превращенная в обычное гражданское патрулирование, будет просто не в состоянии контролировать и пресекать перемещения бандформирований, осевших в Азии.
— Организаторы и участники BOMCA, они все имеют данные по нашим границам. И теперь эти данные могут оказаться в руках ИГИЛовцев. Уже есть подобные примеры, когда данные по дислокации федеральных войск, переданные Россией наблюдателям из ОБСЕ в ходе грузино-абхазского конфликта, оказались в руках грузинских боевиков. Как раз поле этого отношения между ОБСЕ и Россией резко обострились. То же самое может ждать и нас – все наши секретные данные давно в руках европейских и американских спецслужб, — резюмирует Марс Сариев.
Василий Кочанов
§ Деловая Евразия