Повышенная религиозность региона усилена межнациональными противоречиями
«Деловая Евразия» продолжает публиковать материалы экспертного заседания: «Региональная безопасность в процессе евразийской интеграции», прошедшего 28 марта в городе Ош.
Один из поднятых вопросов коснулся этноконфессиональные противоречия в Центральной Азии. На примере Кыргызстана их показала ученый, к.п.н., доцент, Сайкал Ибраимова.
Нахождение Центральной Азии на стыке великих мировых цивилизаций – предопределило ее уникальную роль в межцивилизационном диалоге, в обмене культурными ценностями, в развитии человеческих обществ, народов, государств. Открытая и обширная зона ЦА диктовала взаимодействие и пересечение различных культур, племен, этносов, конфессий, кочевого и оседлого населения. На современной территории ЦА пересекались разные этнические группы (тюрки, иранцы, арабы, монголы, индийцы, китайцы, славяне и т.д.) и конфессий (зороастризм, буддизм, иудаизм, христианство, ислам и т.д.). Народы современной ЦА унаследовали от прошлого разнообразие культур, традиций, конфессий. Проживающие на ее территории представители почти полутораста этнических групп образуют уникальную культурную мозаику, сочетающую азиатские и европейские компоненты. История ЦА полна примеров интенсивного и продуктивного межэтнического, межконфессионального межцивилизационного диалога, взаимодействия, социокультурного взаимопроникновения.
Историки Рой и Вайнер проводят статистический анализ исламской практики в Центральной Азии и приходят к заключению, что ислам в регионе очень многогранен и постоянно изменяется. К похожему выводу приходит и Гончен Тазмини, исследователь в Университете Лондона: в Центральной Азии существует огромное разнообразие мусульманских практик и это приводит к отсутствию солидарности, которая была бы необходима для объединённого политического движения против властей. Однако, ислам может стать радикальным, если режимы будут усиливать репрессии и экономическая ситуация будет ухудшаться. Некоторые эксперты считают, что радикализации ислама можно избежать путём предоставления мусульманским течениям права легитимного политического участия.
Для большинства кыргызстанцев, ислам является моральной, а не политической основой. Процессы, происходящие в Кыргызстане не привели к формированию радикальных групп. Джихадизм в других регионах мира является в большей степени результатом борьбы за власть различных сил, имеющих мало общего с религией и на индивидуальном уровне люди почти не знакомы с глобальными идеями и лидерами;
Подавляющее большинство практикующих мусульман в Кыргызстане поддерживают светскость государства. В то же время, религия является только одним из многих факторов формирующих современную идентичность в кыргызстанском обществе. Так немецкий исследователь Стефан Кирмсе пишет о влиянии глобализации на молодёжь в г. Ош и описывает его не как гибридизацию или параллельное развитие глобального и местного, а как бри-коллаж из фрагментов идентичности, формирующейся из западной, исламской, христианской, болливудской и русской культур. Основным же всё-таки остаётся влияние этнической принадлежности. Интересно, что все эти виды идентичности не находятся в конфликте друг с другом. Они существуют как различные варианты доступные для выбора на «рынке» стилей и идентичностей.
В Кыргызстане также существует проблемы прозелитизма. Критики прозелитизма отмечают, что появилась реальная угроза расчленения страны по идейному и конфессиональному признаку. В частности, проблемы возникают при захоронении умерших новообращенных. «Кыргызов-христиан порой отказываются хоронить на мусульманских кладбищах и не принимают на христианских», - заявляет президент прогрессивного общественного объединения женщин «Хадисы» Салтанат Мусуралиева. Согласно Назире Курбановой, доценту кафедры религионоведения Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева, в Кыргызстане поменяли свою веру от 15 до 30 тыс. кыргызов. Председатель Комитета по образованию, науке, культуре и спорту Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Каныбек Осмоналиев считает, что кыргызы составляют 45% из общего количества прозелитов и из них 70-80% - это молодежь до 30 лет. Это приводит к внутрисемейным конфликтам.
В другой статье МакБрайан и Пелкманс описывают современную ситуацию в Кыргызстане как новую «Большую игру», только в этот раз – игру за души. И христианские и мусульманские организации борются за влияние в регионе.
Центральной Азии с 1995 года активизируется деятельность таких организаций как Аль-Каида и Хизб ут-Тахрир. Кроме того в стране могут действовать объединения Товба (Покаяние), Адолат уюшмаси (Общество справедливости), Узун сакал (Длинная борода), Ислам лашкорлора (Воины ислама), Акрамия, Исламское движение Туркестана, партия Свободный Уйгурстан. Из неисламских организаций, функционируют такие секты как Общество сознания Кришны, Церковь объединения Муна, сатанисты, Фалунгун, Белое братство, культы Махарише, и мормонов.
Маликов отмечает, что на сегодняшний день в республике также появилась новая джихадистско-такфиристская идеология, которая пришла с Кавказа и нацелена на борьбу с представителями правоохранительных структур. Основное средство распространения её идей –интернет, где интернет-имамы распространяют крайне радикальные идеи и даже учат, как делать бомбы. Эксперт называет их халиджитами (заблудшая секта). На севере Кыргызстана, согласно исследованиям кыргызстанского аналитика Эсена Усубалиева, есть возможность влияния радикальных салафитских течений, репрессируемых в Казахстане. Например, появление в Кыргызстане группы Джейшуль Махди в 2009-2010 годах он связывает с обострением религиозной ситуации в Казахстане.
На сегодняшний день оптимальным вариантом является выработка такого формата отношений государства и религии, который не только снизит степень угрозы религиозного экстремизма, но и даст возможность использовать религиозный потенциал в интересах государства. Это будет невозможно, если государство не изменит своего отношения к религии и не перестанет видеть её как угрозу для общества, а воспринимать реальное значение этого феномена в жизни современного Кыргызстана. Государство не должно упускать возможность самой религии для борьбы с религиозным экстремизмом. Трактовка авторитетными учеными религиозные начала являются убедительным аргументом против идеологии религиозного экстремизма и терроризма. Политико-правовые религиозные учения должны служить не экстремистам, а демократическим силам, работать не на дестабилизацию, а на консолидацию общества и государства.
Обзор литературы также показал, что сравнительная свобода религии, существующая в Кыргызстане за последние 22 года, не привела к росту религиозного риска и экстремизма и страна не испытала каких-то существенных потрясений и жертв. Наоборот – Кыргызстан страдает от экстремистских элементов, приходящих в страну из соседних республик, в которых религиозные свободы намного ограниченнее и где эти течения радикализированы в связи с их репрессиями со стороны государств.
Такие факторы как пол, возраст, национальность и религия граждан Кыргызской Республики очень интересным образом переплетаются с тем, как формируется восприятие рисков в религиозной сфере в Кыргызстане.
В Кыргызской Республике на данный момент существует более 20-ти различных исламских жамаатов. По его мнению, в Кыргызстане на острие меча на данный момент находятся салафитские течения. С открытием посольства Катара и деятельностью посольства Саудовской Аравии будут увеличиваться финансовые вливания и дальнейшее распространения салафитской идеологии. Необходимо работать на предупреждение и переубеждение путём создания и продвижения альтернативы.
Описывая ситуацию с религиозным образованием, муфтий рассказывает, что в Кыргызской Республике действуют 70 медресе, 7 исламских институтов и 1 университет. Недавно была обновлена рабочая программа Совета Улемов. В работе участвовали представители всех перечисленных учебных заведений и представители Министерства образования. В результате была принята новая концепция религиозного образования, основанная на единой системе, единых учебниках и едином дипломе. Программа также включает стандартный 40-60-дневный курс для имамов всех мечетей в Кыргызстане. За последние три года курсы прошли уже 600 имамов.
Многие эксперты едины во мнении, что ситуация в Кыргызстане является результатом геополитических игр, в которых вовлечены большие игроки: Россия, Америка, Европа, Турция, Иран и Саудовская Аравия. По мнению экспертов, все эти «третьи» силы заинтересованы в усилении своего влияния в регионе, но используют различные методы, когда дело касается вопросов религии. Вот несколько озвученных версий: американцы и арабы действуют через салафитов, которые не слушают местных учёных и нацелены на дестабилизацию ситуации; Россия также заинтересована в дестабилизации с целью усиления своего влияния и потенциального присоединения Кыргызстана к России; турки усиливают влияние через образовательные институты, готовя плеяду будущих про-турецких чиновников; Иран не пропагандирует шиизм, но пытается создать в Центральной Азии противостояние влиянию Саудовской Аравии; и никому из наших ближних соседей не по душе демократическая структура правления, и они хотели бы видеть более авторитарный режим. Поэтому эксперты считают, что кыргызское правительство должно быть очень внимательным и суметь защитить стабильность в стране и свой суверенитет. Оно должно строить очень разумную внутреннюю политику по отношению к религии и не поддаваться влиянию и давлению внешних политических игроков.
Большинство экспертов единогласны в том, что наиболее потенциально опасными и требующими особого внимания религиозными течениями в Кыргызстане и в целом в Центральной Азии являются салафизм и религиозно-политическая партия Хизб ут-Тахрир, оба из которых имеют центры внешнего управления в Саудовской Аравии и Сирии. Последователи этих течений не признают местных учёных и масхабы, а получают фатвы от популярных интернет-шейхов из других стран. Представители местного духовенства не представляют для них никакого авторитета, и они постоянно вступают в полемику с представителями других джамаатов.
Орозбек Молдалиев отметил, что на данный момент многие экстремистские, террористические идеологии приходят в Кыргызстан из российских городов, таких как Екатеринбург, Астрахань и др. Также влияние идёт из Казахстана, где салафизм очень активизировался и постепенно обретает более агрессивные формы. Аман Салиев считает, что многие казахские салафиты уже стали непереубеждаемыми такфиритами, и утверждает, что в данное время в Казахстане происходит много терактов, новости о которых не просачиваются в прессу. Он объясняет популярность салафизма в Казахстане тем, что в своё время бизнесмены, имеющие деловые связи с Саудовской Аравией, стали влиять на религиозную политику. Авторитарный характер правления и репрессии против мусульманского сообщества в Казахстане и России только усиливают влияние радикальных групп и оправдывают их агрессивность. Привлекательность салафитских идей и идей Хизб ут-Тахрир в России и в Казахстане, так же как и в Кыргызстане, заключается в их протестной риторике и в том, что у этих организаций есть ответы на вопросы, которых нет, например, у невмешивающихся в политику даватчиков.
Тревогу вызывает тот факт, что идеям религиозных организаций в Кыргызстане подвержена в большей степени молодежь. Салиев, проводивший полевые исследования по данной проблеме, объясняет, что салафитские идеи распространяются в основном среди городской русскоязычной молодежи, а также среди уйгуров. Это связано с тем, что с ростом кыргызского национализма люди другой национальности чувствуют себя некомфортно, маргинализуются, и у них появляется протестная риторика. Салафитские собрания и уроки-дарсы проходят на квартирах, и их трудно отслеживать и контролировать.
Влияние, приходящее с Индийского полуострова, а точнее трёх стран – Индии, Пакистана и Бангладеша – представлено в основном движением Таблиг Жамат, который в Кыргызстане известен больше как Дават. Движение появилось в стране в середине 90-х годов и за короткое время обрело большую популярность и множество последователей. Одним из главных принципов движения, имеющих непосредственное отношение к вопросам безопасности, является принцип невмешательства в политику. Все эксперты, опрошенные в процессе исследования подтвердили, что Таблиг Жамаат в Кыргызстане не представляет угрозы безопасности в религиозной сфере.
Вопрос о Таблиг Жамаате возможно не стоял бы так остро, если бы Кыргызстан на сегодняшний день не являлся единственной страной в Центральной Азии, где это движение ещё не считается экстремистским и запрещённым. Так как существует рекомендация Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) о запрете Таблиг Жамаата, принятая и Россией и всеми соседями Кыргызской Республики, предполагается, что на Кыргызстан оказывается давление принять данную рекомендацию. До сих пор МВД и Государственная комиссия по делам религий стояли на позиции, что у них нет оснований считать Таблиг Жамаат экстремистской организацией, но их мнение может поменяться под давлением правительств соседних стран.
Больше половины экспертов, считают, что принятие такой рекомендации и запрет Таблиг Жамаата будет крайне неразумным шагом. Кадыр Маликов считает, что запретить Таблиг Жамаат – это «самоубийство» для правительства Кыргызской Республики, потому что это движение является сегодня чуть ли не единственным мощным противовесом влиянию радикальных салафитских течений, и что, запретив дават, правительство останется «один на один с волками». Сегодня правительство не может себе этого позволить, так как своя религиозная база в стране практически отсутствует. Аман Салиев считает, что в течение трёх лет после запрета ситуация в Кыргызстане достигнет уровня критической, и начнут происходить террористические акты.
Экспертное заседание «Региональная безопасность в процессе евразийской интеграции» стало очередным мероприятием ОФ «ЕА-Медиа» в рамках программы развития евразийского информационного пространства.
Дискуссия прошла в формате круглого стола, который позже был дополнен телемостом с российскими городами Москва и Саратов. На мероприятии эксперты рассмотрели повестку региональной безопасности в процессе евразийской интеграции, с точки зрения вопросов водопользования, и угроз религиозно-этнического экстремизма.
Со-организатором мероприятия выступил Ошский Государственный Университет. С докладами выступили ученые, аналитики, представители правоохранительных органов.
Соб.инф.
§ Деловая Евразия