Религиозное образование в контексте безопасности имеет первостепенное значение

Как сообщала «Деловая Евразия», 28 марта 2017 года в городе Ош прошло экспертное заседание: «Региональная безопасность в процессе евразийской интеграции».

Свое видение развития образовательного подхода к вопросам религии показал кандидат политических наук, доцент, Тимур Кузукулов.

— Ислам в Кыргызстане остается определяющим фактором общественного развития, где число приверженцев, по приблизительным данным, составляет около 85% населения.

В настоящее время наблюдается стремление налаживать партнерские отношения между государством и религиозными организациями ислама в решении социально и идейно значимых проблем кыргызского общества.
В частности, представители духовенства ислама и государства выступают в поддержку идей ханафизма и матуридизма и начинаний в вопросах правильного восприятия, укрепления и формирования ислама ханафитского толка, позитивному отношению к своему традиционному исламу, межконфессионального согласия, терпимости и борьбы с религиозным экстремизмом. И при непосредственном содействии государства и международных организаций проводятся семинары, круглые столы, конференции по этим и другим вопросам.

Эту работу, с привлечением духовных служителей, государства и международные организации намерены продолжать и впредь. Представители исламской религии республики принимают самое деятельное участие в обсуждении вопросов реализации прав и свобод в области вероисповедания, проблем религиозной сферы, выходящих за рамки отдельно взятого государства.

Но, несмотря на это, с предоставлением государством новых для общества прав и свобод, несмотря на растерянность граждан республики перед открывшимися возможностями, многие стали выезжать для получения религиозного образования за рубеж. Но некоторые из них вернулись обратно в республику не только со знаниями в области мусульманского богословия, но и привезли с собой не отвечающие местному менталитету, традициям религиозные убеждения и учения а точнее традиционному взгляду религии.

Поддерживая общую тенденцию усиления религиозного экстремизма, определенные враждебные исламу силы, умело, используя фактор религии в собственных интересах, путем распространения различных литератур, ведя агитационно-пропагандистскую деятельность, спекулируя на временных социально-экономических трудностях в обществе, привлекли на свою сторону определенную часть верующих.

Свое понимание ислама и соответствующую идеологию пытаются распространить (и навязать) различные религиозные организации и течения. Хотя есть все основания утверждать, что ислам в Кыргызстане не от кого освобождать, конфессиональное саморазвитие его идет закономерным естественным путем.

Демократических преобразований для республики, отсутствие необходимого опыта формирования новых и резкий скачок в много конфессиональном развитии, активизация религиозной деятельности, создание определенных условий для религиозного многообразия способствовали тому, что наряду с полноценным развитием религий в республику стали проникать идеи крайней религиозности, зачастую экстремистского характера.

Геополитическое расположение Кыргызстана, открытость населения республики, признание в полном объеме общепризнанных правовых норм в области свободы слова, вероисповедания, выражения убеждений, недостаточная подготовленность духовенства к активному насаждению идей со стороны носителей несвойственных для Кыргызстана исламских канонов способствовали тому, что это мировоззрение стало находить своих последователей и приверженцев.

По мнению некоторых экспертов, слияние деструктивных направлений и течений в исламе с дааватистами может стать фактором, усиливающим распространение идей религиозного экстремизма.

В этом плане тревогу вызывают проповеди дааватистов, несколько сам даават, а методы и формы, которыми проводят пропаганду ислама.

Причина активизации работы даавата в республике в последнее время связана с приходом в республику некоторых духовных служителей окончивших религиозные учебные заведения в некоторых странах, куда прибывают представители мусульман со всех стран мира и проходят обучение в исламских учебных заведениях, которым присущи различные толкования ислама.

Сейчас идет активная работа формированием понятий ислама в обществе. Если раньше активно импортировались извне то теперь уже имеются местные приверженцы разных идейно понятий ислама.

В условиях, когда функционируют тысячи религиозных организаций, дают знать о себе отдельные инциденты нетерпимости к новому. Этому предшествуют активная миссионерская деятельность некоторых религиозных организаций и миссионеров, которые не учитывают местные условия, обычаи и традиции народа Кыргызстана и их деятельность сопровождается нарастанием напряженности в обществе, конфликтными ситуациями в местных сообществах. Знакомство с содержанием многочисленной религиозной литературы раскрывает их главную цель: доказать исключительность и превосходство именно их духовных ценностей и членов именно этих конфессий над всеми остальными.

Данное время в Кыргызстане распространением и просвещением ислама занимаются разные организации, джамааты и сообщества. Например, Муфтият, хизбут-тахрир, таблиговцы то есть дааватисты, салафиты, разные джамааты которые импортировались из за рубежа и имеют сейчас местных приверженцев. Между джааматами есть закрытая конкуренция. Которая не высвечивают наружу. И это может быть один из детонатором раскола мусульманское общество.

Государство тоже ведет работу над просвещением населения Ислама ханафитского толка. Как у нас говорится Традиционный Ислам. Организовывают разные семинары и курсы для население и т.др. Есть теологические факультеты, колледжи и гимназии в государственных вузах. Они занимаются образованием на основе утвержденным госстандартом МОиН КР.

Распространение разных богословских идей ислама естественно может привезти к расколу общества. Государство зная все эти проблемы не пошел путем запрета, а наоборот ведет пояснительную работу. Потому что запретом невозможно решить проблемы до конца. Если запретить уйдут в подполья и все равно будут вести агитационно-пропагандисткую работу.

Государство старается решить проблемы их объединив в одну зонт ислама ханафитско-матуридицкого толка. Сейчас разрабатывается разные планы для реализации по направлению ислама. Рабочая группа разрабатывает план работы над религиозным образованием. Но есть один нюанс что религиозное образование в медресах или исламских учебных заведениях не может охватить весь население. И тогда естественно разные джааматы будут занимается просвещением население которые остались вне вне исламских образовательных учреждении.

Проводя свою работу в населенных пунктах, они зачастую приводят в движение определенные дестабилизирующие факторы и могут осложнить общественную обстановку в них.

Нередко настойчивая религиозная их деятельность, провоцирует различного рода конфликты, привнося дисбаланс в устоявшуюся атмосферу религиозного сотрудничества, мирного толерантного сосуществования и согласия.

Государство исходит из понимания необходимости обеспечения подлинной свободы религий, в том числе и права вовлекать новых членов. Но, при этом, должны учитываться не только юридические, но и социально – психологические аспекты этого процесса. И эта проблема требует самого тщательного изучения, исследования, как в плане общественных процессов, так и в плане развития законодательства

Сравнительно недавний исторический опыт показывает, что общественное развитие невозможно без взаимного влияния духовных процессов на развитие самого общества. И проблемы, возникающие в ходе этого развития могут кардинально изменить само общество.


Экспертное заседание прошло в формате круглого стола, который позже был дополнен телемостом с российскими городами Москва и Саратов. На мероприятии эксперты рассмотрели повестку региональной безопасности в процессе евразийской интеграции, с точки зрения вопросов водопользования, и угроз религиозно-этнического экстремизма.
Организаторами мероприятия выступили Ошский Государственный Университет и Общественный Фонд «ЕА-Медиа». С докладами выступили ученые, аналитики, представители правоохранительных органов.

Соб.инф.
§ Деловая Евразия