На ПМЭФ тема будет поднята как элемент развития государственно-частного коммерческого партнерства
Экологи рекомендуют рассматривать туризм и сферу ГЧП в связке со стратегией экологической безопасности ЕАЭС. В распоряжении «Деловой Евразии» оказались данные исследований экологов, где туристическая отрасль рассматривается и как драйвер экономики, и как регулятор делового и социального аспектов развития евразийского союза.
Как сообщала «Деловая Евразия», с 6 по 8 июня 2019 в городе Санкт-Петербург проходит Международный экономический форум. Одной из тем, рассматриваемых в ходе ПМЭФ-2019 является обсуждение основных принципов формирования туристско-рекреационных зон. Согласно статистике, 2018 год был очередным периодом роста туристической отрасли в России и мире.
— Объем мирового турпотока по данным Всемирной туристической организации (UNWTO) превысил 1,4 млрд. поездок, рекордная величина, которая достигнута на 2 года ранее прогноза. — поясняют в оргкомитете ПМЭФ. — Мировой турпоток стабильно обновляет максимумы с 2010 года. Ежегодные доходы от международного туризма превышают 1,3 трлн. долларов США. Россия ярко отметилась ростом в статистике. С одной стороны, складывается ощущение, что сформирована база для ускоренного развития с точки зрения наращивания объемов несырьевого экспорта, особенно в свете задачи об увеличении объема несырьевого экспорта Российской Федерации до 100 млрд долл. Вместе с тем, потенциал роста еще очень велик во въездном, внутреннем и деловом туризме. Создание современных туристско-рекреационных кластеров, соответствующих международным требованиям к уровню инфраструктуры, материально-технической базе, сервисному обслуживанию и обеспечивающих удовлетворение потребностей в разнообразных туристских услугах способствует увеличению и стабилизации въездного туризма, улучшению инвестиционного климата, развитию смежных отраслей, созданию культуры потребления туристских услуг.
По данным заместителя председателя Правительства Российской Федерации Ольги Голодец, туризм определён как одна из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики. Только в 2017 году отрасль показала высокую динамику, когда число туристов в России оказалось больше 56 млн.
— Это наш исторический максимум, — заявила Ольга Голодец. Член российского кабмина отметила, что «драйвером туризма является развитие инфраструктуры». — Любые инфраструктурные изменения, транспортные изменения немедленно ведут к росту туристического потока. Благодаря введению Крымского моста мы видим, как сильно возрос — на 29%, туристический поток за последний год в Республику Крым. Крым стал пятым регионом в Российской Федерации по числу зимних посещений.
Развитие инфраструктуры без учета экологических требований и пересмотра подходов к природоохранному законодательству в рамках ЕАЭС в Кыргызстане посчитали недостаточным. Более того, у России, как основного драйвера ЕАЭС, отсутствует лидирующая роль в формировании туристского сектора, который может и должен управляться при участии всех участников евразийского проекта. В рамках Петербургского экономического форума этот вопрос может быть рассмотрен совсем в ином свете.
— Необходимо сформировать политику Союза в развитии туризма, — говорит в комментарии «Деловой Евразии» эколог, член-корреспондент Международной академии экологической безопасности и природопользования, Сергей Криворучко. — Отрасль имеет значительный мультипликативный эффект и может служить цементирующим звеном в укреплении всего Союза. Развитие туризма внутри ЕАЭС оживит и активизирует практически все отрасли экономики – от транспортных услуг до общественного питания, а во главе угла должны стоять качество продукции и экологическая безопасность.
С качеством промышленного производства и продуктов питания призваны работать национальные государственные органы и Евразийская экономическая комиссия, а вопрос экологической безопасности в ЕАЭС остается на низком уровне, и поднят всего один раз. Между тем, экология лежит в основе всех социальных институтов. И, по мнению собеседника редакции, именно развитие туризма скоординирует политику ЕАЭС в сфере экологии и природопользования.
— В первую очередь она должна была бы влиять на развитие инфраструктуры конца цикла потребления и производства, — продолжает Сергей Криворучко. — Это, в свою очередь, коснется и очистки канализационных стоков и обращения с ТБО, затронет утилизацию возникающих при этом побочных продуктов, таких как сырой ил, брикетированные или иные отходы, требующие захоронения. Здесь речь идёт о технологиях, применимых при очистке сточных вод и утилизации ТБО. Технологии должны быть самыми современными и безотходными. И регулирование возможно на уровне принятия соответствующих техрегламентов ЕАЭС и подзаконных актов на национальном уровне – СанПиНов, ГОСТов, СНиПов и других. Недавняя же инициатива правительства РФ «гильотинировать» около 10 000 таких подзаконны актов ставит под сомнение самую важную процедуру, обеспечивающую экологическую и техническую безопасность любых проектов – процедуру проведения государственной экологической экспертизы, так как процесс экспертизы именно на них и опирается.
Эколог отмечает огромный потенциал всех стран-членов ЕАЭС в отдельных видах туризма – детского, реабилитационного, рекреационного, спортивного и бальнеологического. По его словам, практически не развиваются детский и курортно-реабилитационный туризм. Так, в своё время на побережье кыргызского озера Иссык-Куль функционировали десятки детских лагерей со сроком пребывания в них детей от 12 до 28 дней. В настоящее время работает лишь один специализированный детский лагерь с 10-дневным отдыхом.
— В его создании, к сожалению, страны-члены ЕАЭС участия не принимали. Курорты, созданные на базе термальных источников и минеральных вод, пришли в упадок, и их посещают, в основном, лишь местные жители. Курорты, как правило, находятся в экологически чистых местах, в горах, в лесах, у берегов рек и озёр. Что-то развивать там сейчас не имеет никакого смысла, так как существующая инфраструктура полностью изношена, и своих функций не выполняет. А начинать нужно именно с создания инфраструктуры, связывая экологию и туризм. К примеру, в силу отсутствия удобной транспортной доступности, и даже несмотря на наличие международного аэропорта на берегу Иссык-Куля, и чистая вода, и горный воздух, и экологически безопасные продукты питания оказываются недосягаемы для тех, кто в этом больше всего нуждается. Это дети. Как начальный проект в развитии комплексной политики ЕАЭС в сфере туризма стоит рассмотреть создание единого круглогодичного центра детского, курортно-реабилитационного и спортивного туризма на озере Иссык-Куль для граждан ЕАЭС. Именно эта ниша сегодня наиболее востребована. Ведь в трендах развития туризма, как в Кыргызстане, так и в других странах Союза, доминирует коммерческий туризм для взрослых – состоятельных, работоспособных и здоровых людей. Конечно, прибыль имеет значение, но не меньшее значение имеет и здоровье подрастающего поколения и населения в целом, — резюмирует Сергей Криворучко.
Савелий Петров
§ Деловая Евразия