Лидер в области исследований ЕАЭС проводит конкурс

В Саратове стартовал конкурс молодых евразийских дипломатов. Партнер «Деловой Евразии», Информационно-аналитический центр «Евразия-Поволжье» сообщает о конкурсе среди молодых дипломатов пространства ЕАЭС, на участие в Международной молодежной школе «Евразийская дипломатическая неделя 2020». Неделя пройдет в столице Казахстана, городе Нур-Султан в ноябре 2020 года. Основные цели проекта «Молодежный евразийский трек: партнерство, развитие и инновации в современной дипломатии», под эгидой которого организован конкурс – это, как следует из названия, работа с молодыми исследователями. Об идеях и целях предстоящего мероприятия в интервью «Деловой Евразии» рассказывает директор ИАЦ «Евразия-Поволжье» Марина Лапенко.

marina lapenko9

— Марина Владимировна, редакция «Деловой Евразии» и Центр «Евразия-Поволжье» не первый год совместно отслеживают развитие евразийской интеграции. В июне инициаторов али дискуссию, которая получила неожиданный резонанс. О проблемах брендинга евразийской интеграции говорили и в Евразийской экономической комиссии, и в Евразийском банке развития. Вопрос поддержали также, и в образовательных учреждениях, и в новом евразийском финансовом институте – Российско-кыргызском фонде развития. В рамках вышеупомянутого конкурса предполагается как раз анализ и брендинг. Почему, на ваш взгляд, это столь важно именно в молодежной среде? Хватит ли опыта у молодых браться за решение такой сложной задачи?

— Объявленный международный конкурс является первым этапом реализации социально ориентированного проекта «Молодежный евразийский трек: партнерство, развитие и инновации в современной дипломатии», получившего поддержку Фонда президентских грантов РФ. Наша организация уже имеет солидный опыт проведения молодежных евразийских школ, и каждая из них была особенной по составу и своим итогам. Многие наши выпускники заняли ведущие позиции в своих странах, после окончания вузов, и, во многом, выступают лидерами общественного мнения.
Проект направлен на вовлечение студентов международников, политологов и регионоведов из ведущих вузов России, Казахстана, Белоруссии, Армении, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана – в анализ актуальной повестки международных отношений и развития евразийской интеграции. Оптимальный на сегодня вариант – это онлайн-формат. Его осваиваем и для серии он-лайн дебатов, и для конкурса молодых дипломатов, образовательных вебинаров.
Финальным мероприятием проекта станет международная молодежная школа «Евразийская дипломатическая неделя». Она пройдет на площадке Евразийского национального университета имени Льва Гумилева – это ведущий вуз Республики Казахстан. «Неделя» включает интерактивные лекции действующих российских и зарубежных дипломатов, ведущих специалистов российских и казахстанских вузов; подготовку студентами форсайтов по развитию евразийской интеграции, посещение посольств и представительств международных организаций в Нур-Султане, столице Казахстана.

К вопросу брендирования – будущее за молодежью, именно ей определять дальнейшее развитие евразийской интеграции, ей жить и развиваться в рамках Евразийского экономического союза, поэтому молодежи можно и нужно дать такие профессиональные компетенции, чтобы она и определила эффективную модель интеграции, а также искренне стремилась ее реализовать на практике.
Мы рассчитываем на активизацию взаимодействия молодежи стран-участниц Евразийского экономического союза и наиболее перспективных потенциальных членов – Узбекистана и Таджикистана. Сферы, на которые мы нацелены – гуманитарная интеграция, повышение качества аналитики, овладение молодыми специалистами современными методиками работы с информационными и аналитическими ресурсами, формирование горизонтальных и вертикальных сетевых связей будущих дипломатов на евразийском пространстве.

— Евразийская интеграция, как процесс объединяющий, возможна с участием всех стран евразийского континента, или большинства. Сейчас можно уверенно говорить только о некоторых. Это пять государств-членов ЕАЭС, партнеры ЕАЭС, страны ШОС, СНГ, Евросоюз, и страны без четкой евразийской «привязки», как, например, Турция. Мы постоянно говорим об участии Таджикистана и Узбекистана в ЕАЭС - в той или иной форме партнерства. Если Узбекистан заявил о намерении стать наблюдателем при Союзе, то Таджикистан держит паузу в диалоге. Как Вы полагаете, вовлечение молодежи и исследователей – как это отражено в проекте, как оно поспособствует усилению намерений этих стран к интеграции?

— Большинство исследователей евразийской интеграции говорят, что необходимо проводить линию раздела между экономической целесообразностью вступления страны, и её политической волей, решением. У Таджикистана, например, целый список выгод от вступления в ЕАЭС – решение проблем трудовых мигрантов, железнодорожные тарифы и т.д. Есть и риски, конечно. И, чтобы компетентно оценивать все перспективы, как самого процесса евразийской интеграции, так и развития Таджикистана в нем, как раз и нужны молодые таджикские специалисты-международники. Востребован именно объективный анализ, без политизации или стремления заработать политические дивиденды. Ну, и конечно, горизонтальные коммуникации между молодыми специалистами – евразийская интеграция строится на них. Дружба, общение сверстников, гуманитарные контакты всегда были и будут залогом успешных межгосударственных отношений.

— Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан - это страны с разным культурным кодом. Общность советского прошлого характерна для старшего поколения, и то, не для всех. Как необходимо действовать лидерам и прогрессорам нового формата – евразийской интеграции, для формирования той смой идентичности, о которой мы говорим?

— С вопросом идентичности все действительно сложно. Старое разрушили, а новое не создали. Кроме того, у нового поколения, безусловно, новые запросы, новые ценности, новые цели. Объединить можно как общими бесспорными достижениями прошлого, как Победа в Великой Отечественной Войне или освоение космоса, так и необходимостью формирования евразийского пространства – пространства развития, инновации, конкурентоспособности, равенства и гармонии. Надо понимать, что конкуренция на международной арене усиливается, постсоветским странам сложно выстоять в новой технологической гонке, сохранить суверенитет. Только всем вместе, в составе интеграционного ядра евразийского пространства, можно формировать суверенные ценности дальнейшего развития.

— Какой отклик, точнее – результат, организаторы проекта намерены получить благодаря этому конкурсу?

— Я бы хотела сказать, не о результатах конкурса, а о планируемых результатах всего проекта. Мы предполагаем, что он повысит интерес молодых к развитию интеграционной повестки, к использованию новых инновационных подходов общественной дипломатии. Посмотрите на мир, и его изменения – на первый план выходит дистанционный формат, и в образовании, и в коммуникациях в целом.
Другая проблема – это формирование негативного восприятия Евразийского экономического союза, большое количество необоснованной критики и искаженной информации. Очень важно научить молодежь объективному качественному анализу международной и интеграционной повестки. Во многом успех развития, как двусторонних отношений, так и интеграции, зависит от молодежи – её отношения, настроений, её ожиданий. Студенты, участники проекта, получат уникальную возможность повысить свои компетенции, познакомиться с ведущими российскими и зарубежными экспертами, создать вертикальные и горизонтальные коммуникации. С помощью проекта мы хотим воспитать лидерские качества будущих дипломатов, повысить их влияние и авторитет в молодежной среде.
Если молодежь имеет объективное восприятие евразийской интеграции, это залог социальной и общественной поддержки Евразийского экономического союза, что крайне необходимо для его дальнейшего развития.

Савелий Петров
§ Деловая Евразия