Аналитики считают ОТГ подрывным союзом
В Бишкеке завершился очередной саммит Организации Тюркских Государств.
Стороны приняли и подписали более десяти документов. Ряд из них коснулся уставных позиций организации, другие относятся к оперативной работе и стратегическим направлениям. В частности, принят Устав тюркского мира, создан Совет тюркских центральных банков, подписаны меморандумы о взаимопонимании относительно «…создания технологического спутника наблюдения за Землей ОТГ», и «…разработки Большой тюркской языковой модели ОТГ».
В 2025 году председательство в этой организации переходит к Кыргызстану, который участвует в становлении ОТГ с самого начала. Руководство страны придает тюркскому партнерству большое значение.
— Товарооборот Кыргызстана с государствами Организации тюркских государств за последние годы увеличился почти на 62%. Считаю, что это достижение является показателем того, что мы движемся в правильном направлении, — заявил президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров.
Между тем, по оценкам аналитиков, активное участие в тюркской инициативе влечет за собой риски ключевому для устойчивого развития Кыргызстана, процессу евразийской интеграции. Республика является учредителем и участником крупнейших в Евразии объединений – Содружества независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества, Евразийского экономического союза, Организации Договора о коллективной безопасности. В 2024 году Кыргызстан, в лице президента Садыра Жапарова, стал участником встречи глав государств еще одной глобальной инициативы – союза BRICS.
Совокупно, численность населения этих объединений превышает 70% населения планеты, а, согласно прогнозам экономистов, в 2024 году суммарный объем ВВП превысит четыре процента от мирового. При условии, что самому «старому» из объединений немногим более тридцати лет.
В свою очередь, проект тюркского мира грозит привнести конфликтную составляющую в процесс евразийской интеграции, и сделано это будет при активной позиции центрально-азиатских участников.
— С евразийским проектом пантюркистский совершенно не согласуются, — заявил в комментарии «Деловой Евразии» политический аналитик, директор филиала Финансового Университета при Правительстве России, Павел Клачков. — В своих крайних радикальных изводах, он имеет подрывной характер. Возможно, за ним стоят, как принято, британские кукловоды, которым очень важно, с помощью внешне довольно благопристойно выглядящего проекта, сделать деструктивную силу, подрывающую настоящее евразийское сотрудничество. Безусловно, эта химера пантюркистского сотрудничества может выглядеть привлекательной, иметь хороший пиар и разработанную базу. А, с точки зрения реальных перспектив, реальных выгод и экономической, военно-политической стабильности, она очень подозрительна, и может привести к нарастанию конфликтного потенциала на евразийском пространстве. Мой прогноз неблагоприятный.
Помимо угрозы евразийскому партнерству тюркский проект носит открытый антироссийский характер, где страны-члены становятся соучастниками. В этом отношении аналитик предостерегает лидеров центрально-азиатского региона от возможных непродуктивных шагов.
— Это результат влияния определенных проводников, и версия «войны проектов», смыслов, идеологем, и это надо просчитывать. Дальнейшая реализация несет определенную угрозу. Уже есть целый перечень российских регионов, которые отмечены на провокационных картах, где территория Российской Федерации перекрашена в разные цвета, и делается это под эгидой «тюркского братства». Очевидно, это версия западного антироссийского проекта, который навязывается через продажные элиты, или не очень умных людей – государствам, в качестве замены, подмены или суррогата евразийского проекта, — подчеркивает Павел Клачков.
Публичное давление началось как раз на саммите в Бишкеке. Рабочим языком стран-участниц процесса евразийского партнерства является русский язык – на нем готовятся, прорабатываются и являются основополагающими, все документы и нормативно-правовая база ЕАЭС, СНГ, ШОС, ОДКБ. Ситуация не устраивает Турцию, и её глава в дипломатичной форме потребовал от азиатских членов тюркского мира отказаться от кириллицы. На полях XI саммита ОТГ по вопросу единого тюркского алфавита, состоящего из 34 букв, Турция сделала открытый призыв к глубоким изменениям.
— Теперь странам-членам необходимо провести трансформацию на основе этого алфавита, — заявил Реджеп Тейип Эрдоган. — Турция и Азербайджан к этому готовы. Также было бы уместно, чтобы Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан проявили инициативу и начали переход на новый алфавит.
Соб.инф.
Деловая Евразия