На момент ареста доказательств не представлено
Четверым гражданам Кыргызстана предъявлены обвинения по части 1 статьи 416 УК КР («1. Вербовка, финансирование, материальное обеспечение, обучение наемников с целью использования в вооруженных конфликтах других государств или насильственных действиях, направленных на свержение государственной власти или нарушение территориальной целостности, а также использование наемников в военных конфликтах или действиях»).
Среди задержанных специалист пресс-службы «Русского Дома» («Россотрудничество») Наталья Секерина и работник ошской мэрии Сергей Лапушкин. Еще двое неназванных лиц, которые также помещены в СИЗО ГКНБ до 17 июня 2025 года. Арестованным грозит лишение свободы сроком до 15 лет.
От ГКНБ ждут доказательства в предъявленных обвинениях – на момент задержания официальных комментариев кыргызская спецслужба не предоставила. В качестве улик фигурируют фотографии и видеоролики из личного аккаунта Натальи Секериной в социальной сети Фейсбук.
Отсутствие пояснений по предъявленным обвинениям вызвало закономерную реакцию в ошском отделении Российского центра науки и культуры (РЦНК, «Русский Дом», «Россотрудничество»).
— Мы, к сожалению, не располагаем полноценной информацией о сути обвинения, но встревожены судьбой нашей сотрудницы и товарища. Наталья Секерина является гражданкой Кыргызстана, местным сотрудником отделения, работает в Русском доме с июля 2024 года, отвечает за взаимодействие нашего Ошского филиала с медиа. Знаем Наталью Секерину как добросовестного, открытого и ответственного сотрудника.
Уверены, права нашей сотрудницы будут защищены, а её безопасность гарантирована. Рассчитываем на то, что следствие досконально разберется в сути вопроса.
Предупреждая какие-либо спекуляции должны подчеркнуть, что Российский центр науки и культуры ведет деятельность исключительно в рамках, определенных межправительственным соглашением о создании и функционировании Российского центра науки и культуры в Бишкеке и Киргизского Дома науки и культуры в Москве, — сообщает РЦНК в Оше.
Спекуляции на тему участия кыргызских граждан и российской миссии в «вербовке, финансировании, материальном обеспечении, обучении наемников с целью использования в вооруженных конфликтах других государств» заполнили медиа-сферу. Российскую миссию обвинили в скрытом вмешательстве во внутренние дела Кыргызстана, вовлечении в военные российские операции.
При этом, в своей деятельности «Русский Дом» стремится быть доступным широкой общественности, оставаясь в предусмотренных кыргызско-российским соглашением тематиках о науке и культуре.
В личных беседах сотрудники российских дипломатических служб в Кыргызстане дистанцируются от всяких диалогов о Специальной военной операции России на Украине.
— Среди работников «Россотрудничества» нет даже тех, кто хотя бы говорил о военных действиях, — говорит в комментарии «Деловой Евразии» военный эксперт Токтогул Какчекеев. — И утверждение, что занимаются вербовкой, оно в голове не укладывается, настолько нелепо и абсурдно. Вербовка – это очень сложная вещь. И уже возникает масса вопросов, касающихся упоминаний что кто-то обращался, некие подставные лица интересовались этой темой – как попасть, что можно получить. И что записано в [оперативной] информации, будто есть фиксация, слежение, что их замечали на торжествах «Россотрудничества» - ну, так мы же постоянно все исторические даты вместе празднуем. Вот недавно тоже вместе проводили, как ветераны боевых действий, участвовали по приглашению Российского Посольства, там и с «Россотрудничества» тоже были.
Как генерал в отставке и военный эксперт, Токтогул Какчекеев считает нелепостью версии о вмешательстве во внутренние дела Кыргызстана. Такой же оценки заслуживают измышления о наемнической деятельности, приписываемой задержанным.
— Мне не понравилось, что очень разухабисто заявлено об этих действиях. Надо спокойно разобраться, и не «галопировать». Тем более, что это граждане Кыргызской Республики, и пока суд не установил, о виновности говорить не стоит. Другой вопрос на сегодняшний день – это надо найти хороших адвокатов. Должно быть соответствующее обращение к руководству страны. Но это должно делать посольство [России], так как они работают в «Россотрудничестве», хоть и являются гражданами Кыргызской Республики, — заключил собеседник.
Соб.инф.
Деловая Евразия