Председатель ЕЭК: Нужно создавать в странах ЕАЭС мощные современные кластеры

 

 

В августе 2016 года Кыргызстан отметил первую годовщину присоединения к Евразийскому экономическому союзу. Новый для Евразии альянс призван объединить экономики стран-участниц, увеличить экономический потенциал региона. О развитии союза и Кыргызстана в нем «Деловая Евразия» беседует с председателем Евразийской экономической комиссии Тиграном Саркисяном.

– Тигран Суренович, благодарим Вас за возможность встречи. В феврале Вы вступили в должность председателя коллегии Евразийской экономической комиссии. Евразийский экономический союз существует уже полтора года. Срок небольшой, но первые итоги подвести можно. Каковы, на ваш взгляд, важнейшие из них?

– Прежде всего хотел бы сказать, что за это время Евразийская экономическая комиссия совместно со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) делала все возможное для достижения главной цели – обеспечения условий стабильного развития экономик государств – членов Союза в интересах повышения жизненного уровня населения.

В 2015 году, одновременно с образованием Евразийского экономического союза, стартовал единый рынок услуг. Сейчас в него входит 43 сектора, в совокупности составляющих более 25 процентов ВВП каждого из государств-членов. Идет работа над либерализацией еще 21-го сектора. 

В прошлом году в ЕАЭС заработал общий рынок труда. Благодаря этому жители государств Союза имеют равные права при трудоустройстве в любой из стран и платят подоходный налог по той же ставке, что и резиденты. Люди получили право на социальное и медицинское обеспечение в любой стране Союза. Единое законодательство обеспечивает взаимное признание дипломов по абсолютному большинству специальностей. Это значительно повышает мобильность высококвалифицированных специалистов. В рамках единого рынка услуг их поставщикам предоставлен максимальный уровень свободы.

В нынешнем году страны также вплотную подошли к принятию единого пенсионного законодательства. После подписания Договора о пенсионном обеспечении граждане стран ЕАЭС смогут получать пенсии за период своей трудовой деятельности от государства Союза, где они трудились.

Мы разработали десятки современных, отвечающих международным требованиям нормативных актов, которые необходимы для запуска общих рынков лекарств и медицинских изделий. Надеемся, что в полном формате они начнут работать уже в конце этого года. Кроме того, ведется работа по созданию общего электроэнергетического рынка, рынков нефти, нефтепродуктов и газа.

– В 2016 году постсоветское пространство отмечает 25-летие образования большого объединения – Содружества Независимых Государств. Конечно, это больше политическая, чем экономическая формация. Политологи отмечают, что Содружество как институт не состоялось. И главная причина в разнонаправленности политических систем стран СНГ. Как вы считаете, может ли ЕАЭС постичь та же участь? 

– Я бы не стал давать таких оценок СНГ. Это во-первых. Во-вторых, Евразийский союз – это прежде всего экономическая формация, созданная на основе взаимного экономического интереса стран – участниц Союза. Поэтому предметом обсуждения для нас являются прежде всего вопросы, лежащие в плоскости экономики. А тут интересы у всех примерно одинаковые – достойный уровень жизни населения и здоровая экономика. При этом необходимо понимать, что для решения чисто экономических вопросов тоже нужны политические решения. Но мы не должны мешать экономику с политикой. В конечном счете, я не вижу предпосылок к тому, чтобы Евразийский союз не состоялся. 

– Кыргызстан в этом году отметил первую годовщину своего вступления в Евразийский экономический союз. На саммите глав государств в Сочи результаты развития нашей страны называли высокими. Поясните, с чем это связано? 

– Это связано прежде всего с тем, что мы видим – проделанная нами работа действительно дает реальные результаты. Приведу лишь несколько примеров. Во-первых, открытие таможенных границ существенно сократило время доставки товаров на рынки других стран Союза. Это позволило производителям существенно нарастить экспорт продукции. Свою роль играет и то, что в ЕАЭС успешно реализуется упрощенный порядок таможенного декларирования транспортных средств, зарегистрированных в государствах-членах.
ЕАЭС создает благоприятные условия для развития отраслей торговли и агропромышленного комплекса Кыргызстана. По данным ЕЭК, в январе–июне 2016 года по сравнению с тем же периодом 2015 года в Кыргызской Республике на 2,9 процента выросло производство продукции сельского хозяйства.
Большая часть населения, скорее всего, ощутит эти результаты позже. Пока же их видят экономисты, евразийские руководители и предприниматели. Я не совсем согласен с вашим утверждением, что рядовые граждане Кыргызстана не ощущают положительных эффектов интеграции в ЕАЭС. 
Новые условия принципиально изменили правовой статус трудовых мигрантов из Кыргызстана. Теперь граждане республики имеют равные с резидентами других государств-членов права при трудоустройстве; нет квот при заключении соглашения с работодателями. Не надо получать дополнительные разрешительные документы. Например, в России гражданам республики не нужно сдавать экзамены на знание русского языка, истории и основ правового устройства Российской Федерации. 
Важным является и то, что граждане Кыргызстана, приезжающие в страны Союза на работу, освобождаются от обязанности регистрироваться в госорганах в течение 30 суток с даты въезда. Им в дальнейшем нужно будет лишь встать на учет на срок действия трудового договора. Таким образом, нет прежней необходимости периодически выезжать из страны трудоустройства и потом снова въезжать для продления срока пребывания.
Сейчас работающие, например, в России граждане Кыргызстана платят подоходный налог с первого дня работы по той же ставке, что и резиденты: 13 процентов вместо 30. Их дети имеют право на посещение дошкольных учреждений и получение образования в соответствии с российским законодательством. 
Как я уже упоминал, трудящиеся получили право на социальное страхование и медицинское обеспечение в любой стране Союза. И Договор о ЕАЭС обеспечивает взаимное признание дипломов с целью трудоустройства по абсолютному большинству специальностей. Это значительно упрощает поиск работы, повышает мобильность трудовых ресурсов.
Новые положительные экономические эффекты Кыргызстан получит и от интеграционных проектов, которые будут запущены в ближайшее время. В частности, в этом году планируется принять Таможенный кодекс ЕАЭС. Предприниматели обретут единый свод правил. Документ предполагает ряд новшеств, которые значительно сэкономят ресурсы бизнеса: будут упрощены таможенные формальности, сократится время на прохождение таможенных процедур, минимизируется общение с чиновниками, а значит, в целом улучшится бизнес-климат.

– Кыргызстан, по словам партнеров по интеграции, оправдал их ожидания. Но вместе с тем у нашей страны пока сохраняется много проблем. Скептики высказывают мнение, что они связаны с присоединением к ЕАЭС. Это транзит сельхозпродуктов, отток рабочей силы из швейной отрасли, засилье продукции производства стран-членов ЕАЭС. Как долго, по вашему мнению, может продолжаться такой период? 

– Вообще спор со скептиками – чаще всего дело неблагодарное. Что касается проблем, то они есть во всех странах Евразийского экономического союза. Более того, во всем мире. Это связано с процессами и тенденциями в мировой экономике. При этом в странах ЕАЭС в первом полугодии 2016 года отмечена положительная динамика отдельных макроэкономических показателей. Например, производство продукции сельского хозяйства за первое полугодие увеличилось на 2,7 процента, грузооборот возрос на 1,2 процента. 
По итогам прошлого года рынок труда характеризовался снижением уровня безработицы по Союзу до 5,7 процента, что лучше показателя ЕС (9,4 %) и сопоставимо с показателем США (5,3 %). По сути, это означает, что интеграция способствовала смягчению экономического кризиса в странах Евразийского экономического союза, нивелировала неблагоприятную внешнюю конъюнктуру и внешние шоки мировой экономики. 

– Президент Кыргызской Республики и его команда много сделали как для развития Кыргызстана в рамках евразийской интеграции, так и для вклада нашей страны в развитие самого ЕАЭС. В ЕЭК Кыргызстан представлен двумя министрами – по таможенному сотрудничеству, по энергетике и инфраструктуре. Скажите, пожалуйста, эти позиции закреплены за министрами из Кыргызстана в силу каких-то особенностей национальной экономики нашей страны?

– Назначения на ключевые посты в Евразийской экономической комиссии происходят по согласованию между странами с учетом предложений правительств. Министры, представляющие в Комиссии Кыргызстан, занимают ключевые позиции: Адамкул Жунусов курирует сферу энергетики и инфраструктуры, Мукай Кадыркулов – таможенное сотрудничество.

– В период присоединения Кыргызстана к ЕАЭС обсуждался вопрос специализации стран ЕАЭС по производству продукции. Эксперты отмечали, что выгодой будет не унификация экономики, а ее узкая направленность. К примеру, Кыргызстану рекомендовалось ориентироваться на швейное производство и туризм. Как вы считаете, насколько реально такое выстраивание будущих рынков, ведь у стран ЕАЭС разный уровень экономического развития?

– Экономики действительно неравнозначны, но это отнюдь не мешает тому, чтобы в каждой стране какая-то из отраслей развивалась особенно успешно. Определенная специализация в ЕАЭС неизбежна, хотя бы исходя из географии и имеющихся ресурсов. Ни одна страна, даже самая большая и развитая, не может быть на высоком уровне конкурентоспособной сразу во всех сферах. К тому же унификация мало плодотворна. Как увеличивать объемы взаимной торговли, если во всех союзных странах будет производиться одна и та же продукция? При этом речь не идет, например, об основных продуктах питания – каждая страна Союза думает о собственной продовольственной безопасности. Государства ЕАЭС прежде всего не должны конкурировать между собой в развитии наиболее передовых инновационных отраслей, цифровых технологий, требующих огромных финансовых и материальных затрат. Вот где наиболее разумно объединить усилия. На мой взгляд, правильнее создавать в каждой из стран с помощью других членов Союза мощные современные кластеры, отрасли и предприятия, которые будут способны конкурировать с товарами и услугами третьих стран и занять свою нишу на глобальном мировом рынке.

– Тигран Суренович, евразийскую интеграцию зачастую видят, как попытку возродить СССР. За 25 лет своей независимой истории каждая страна – член Союза прошла свой собственный путь и сформировала свой уклад. И все же не последует ли вслед за экономической и политическая интеграция, которая приведет к объединению стран в единое государство?

– Важно понимать, что Евразийский экономический союз не является неоимперским проектом. Очевидно из-за того, что это было бы явно притянуто за уши. Тезис о том, что каждая из стран Союза на постсоветском пространстве прошла свой собственный путь, не ставится под сомнение. Каждая из них будет и дальше идти своим собственным политическим путем. Являясь при этом членом Евразийского экономического союза. Речь идет об экономической интеграции, не более того. 

– Некоторые ученые в свое время писали о создание целого евразийского государства. В этой связи хотел бы спросить, как вы видите будущее евразийской интеграции и роль Кыргызстана в ней?

– Ключевые вопросы интеграции между странами Евразийского экономического союза регулируются с января 2015 года Договором о ЕАЭС. В этом документе обозначены три главных цели Союза: создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня населения; формирование и развитие единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы; всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик. 
К 2019 году в соответствии с Договором о ЕАЭС будет запущен общий электроэнергетический рынок, к 2025 – рынок газа, нефти и нефтепродуктов. Также в 2025 году на евразийском пространстве будет создан общий финансовый рынок. Интеграция в Союзе укрепляется по всем направлениям. И роль Кыргызстана в ней можно, безусловно, оценить как высокую. Это роль равноправного, уважаемого партнера. 

– И последний вопрос. В честь 25-летия независимости, которую и Армения, и Кыргызстан отмечают в 2016 году, что бы вы пожелали народам этих двух евразийских государств?

– 25 лет назад независимость обрели не только Армения и Кыргызстан, но и другие государства Евразийского экономического союза – Беларусь, Казахстан. Да и Россия, по сути, стала новой страной с кардинально изменившимися государственными приоритетами и задачами. Для каждой из наших стран четверть века независимости – большой праздник. Искренне хочу пожелать нашим прекрасным, трудолюбивым, талантливым народам дальнейшего процветания!

Печатная версия интервью доступна подписчикам журнала «Деловой собеседник»

int t sarkisyana ds 1


Павел Громский
Фото: Михаил Абрамов
§ Деловая Евразия