Сложный выбор евразийской интеграции: расширение экономики без политики

 

В Евразийском Экономическом Союзе вновь поднят вопрос прагматичного подхода к интеграции и расширению числа участников.

По мнению экспертов Евразийской экономической комиссии, ЕАЭС не должен повторять ошибок Европейского союза.
Европа шла к объединению более 50 лет, преимущественно, по пути политических решений. В итоге, сегодня наблюдаются множественные ошибки и сложности, которые возникли вследствие недооценки экономических факторов.

Как ранее сообщала «Деловая Евразия», евразийские эксперты также опасаются, что скорое расширение ЕАЭС может привести к пагубным последствиям для его участников.
Основой для участия в альянсе должна быть экономическая выгода, а не политические дивиденды. В очередной раз это подчеркнул министр по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимур Сулейманов в ходе международного форума «Антиконтрафакт-2016».

timur suleymanov 2

— Везде должен быть экономический прагматизм и рациональный подход. Мы не должны повторять ошибки Европейского союза, который расширялся быстро, без оценки экономических плюсов и минусов. Поэтому в Евразийском союзе действует принцип: больше экономики, нежели политики. Поэтому следующей в ЕАЭС станет страна, которая примет обязательства, прописанные в договоре законодательной базы Союза, — отметил Сулейманов.

При этом, его, коллега, министр ЕЭК по торговле, Вероника Никишина, уточнила, что расширение ЕАЭС все же произойдёт – Союз ведет переговоры с рядом потенциальных участников объединения.
Политолог Денис Бердаков согласен с доводами обоих министров, апеллируя к принципам и методам расширения состава участников евразийского альянса

denis berdakov 1

— Да. Это делать надо, — говорит Денис Бердаков, — Но не в таком формате, как сейчас. Российская Федерация или Республика Беларусь, для них союз – это рынки сбыта. Потому что, если пока есть бедные страны, такие как Кыргызстан и Таджикистан, на их рынки идёт всё – трактора, техника, корма, технологии, и прочее. При этом, эти страны имеют целый комплекс проблем. Страны бедные, поэтому проникает все, что угодно – и героин, и контрабанда. А это – угрозы больше, чем просто экономические. Кроме того, ни для России, ни для других сильных экономик, нет конкуренции, и это ярко видно. Другое дело – это включать в Союз качественно сильных игроков типа Германии. Страна с сильной экономикой, она может составить реальную конкуренцию на рынках ЕАЭС, и это сильные участники альянса почувствуют сразу же.

Как сказала Вероника Никишина, имя потенциального, шестого члена ЕАЭС, держат в секрете.

veronika nikishina 1

— Золотое правило переговорщика: пока нет результата, не раскрывать, с кем ведутся переговоры, — приводит издание МГТРК «Мир» слова Министра ЕЭК.

Между тем, как неоднократно отмечали эксперты, наиболее вероятно, что следующий участник союза – это Таджикистан. Страна граничит с последним вошедшим в состав альянса партнером – Кыргызстаном. С этой точкой зрения согласен и Денис Бердаков.

— Здесь есть две позиции, — поясняет политолог. — Это новый рынок сбыта всего, чего угодно – для России и Белоруссии. При этом, они понимают, что надо будет легализовать и рабочую силу – таджикских трудовых мигрантов, хотя там этого не нужно. С точки зрения Кыргызстана тоже есть определенные угрозы – неясно, что мы им продадим, но ясно, что они могут продать нам всё, даже те же фрукты. Получается, что выгоды очевидны только для Таджикистана – сколько бы они не кричали, что им это не нужно, и выгода для всех участников союза маловероятна. Зато, более интересно, к примеру, для Казахстана и Белоруссии – это участие Азербайджана. Для России принятие Кыргызстана уже сомнительный плюс, а теперь еще и принятие Таджикистана – не совсем выгодно.

Павел Громский
§ Деловая Евразия