Новый парламент соберет как профессионалов, так и бай-манапов с кошельками

Последняя неделя предвыборной кампании в кыргызстанский парламент открылась как рядом банальных криминальных разборок с участием партии «Республика Ата-Журт», так и позитивным прогнозом аналитиков Кыргызстана и России.

По сообщениям СМИ, лидер партии «Республика Ата-Журт» Камчибек Ташиев был снят с предвыборной гонки после сообщений о нападении на кандидата из партии «Онугуу-Прогресс» Абдыманапа Абдыбахапова. Атажуртовец избил прогрессовца и того пришлось госпитализировать.

В этот же день в пресс-центре ИА «24» были презентованы результаты исследования «Кыргызстан накануне парламентских выборов: экономика, политика, интеграция». Исследование охватывает как предпосылки, так и анализ нынешней общественно-политической ситуации. Последнюю эксперты характеризуют как достаточно стабильную.

— Практически отсутствуют официальные политические силы, которые ставили бы задачу нелегитимного смещения власти, — пояснила одна из авторов, исполнительный директор российского Политологического центра «Север-Юг» Юлия Якушева. — Снизились масштабы внутри-элитных противоречий. А ряд факторов будут форматированы поле предвыборной борьбы.

Наибольшей эксплуатации, с точки зрения внешнеполитического курса, по мнению исследователей, подвергается фактор евразийской интеграции.

— Вступление в ЕАЭС рассматривается как условие модернизации национальной экономики и социальной сферы. Тематика евразийского интеграционного проекта является одним из ключевых направлений реализации стратегии президента Атамбаева, что ставит этот вопрос в центр внимания партии СДПК и других ведущих партийных сил КР.

Вектор, в кортом партии предстоящего созыва решили двигаться, определен главой государства. Алмазбек Атамбаев неоднократно давал понять, что евразийская интеграция для Кыргызстана – один из путей реализации Национальной стратегии устойчивого развития на 2013-2017 годы. В этом отношении мало удивителен факт евразийской риторики в предвыборных обещаниях партий-кандидатов. В целом, по словам главы центра «Север-Юг», программы мало чем отличаются друг от друга – как в плане идеологии, так и в плане ее отсутствия.

— Программы партий не очень глубоко проработаны, — сообщила «Деловой Евразии» глава центра «Север-Юг» Юлия Якушева. — Часто они соответствуют общим критериям закона. Более того – у части партий нет электронных ресурсов, на которых можно было бы получить доступную информацию. Программы не представлены в общем доступе. Но это относится к большому диапазону партий. Что касается шести-семи партий, которые имеют наибольшие шансы пройти в парламент, то здесь, и я кратко это отмечала, есть несовпадение между идеологическим наполнением, и декларированными целями, которые сами партии называют. Это хорошо заметно отношении «Ата-Мекена». Много популистских лозунгов у ряда другу партий – «Онугуу Прогресс», «Бир бол», например. То есть, все замешано на популизме и заведомо нереализуемых обещаниях. Я бы сказала, что пока идет такой непростой процесс профессионального становления. И партии еще не сформировались, и не соответствуют всем нормам.

В подтверждение слов эксперта указанное исследование показывает это на примерах четырех партий.

У СДПК идеология направлена на соединение идеи общества социальной справедливости с рядом либеральных ценностей. Декларируемая цель – построение подлинно демократического, правового, гражданского общества с высоким жизненным уровнем, с гарантией всем членам равных условий социальной защищенности.

Идеология «Республикм – Ата Журт» центристско-либеральная, с элементами умеренного национализма. Признаки «сползания» в популизм. Программа чётко простроена и грамотно подается избирателям. Кампания этой партии на данный момент выглядит достаточно динамично.

Социалистическая партия «Ата Мекен» декларирует свою идеологию на социал-демократических ценностях в виде повышения благосостояния и безопасности через расширение общественного контроля, социальной базы управления и ответственности чиновников. Однако практика партии выводит её в число популистских и националистических партий с либеральной или социалистической риторикой.

«Онугуу – Прогресс» также отнесена к центристским, и является правоцентристской партией, с копированием популистских лозунгов: за порядок, законность, экономическое развитие и социальную справедливость.

— К «прогрессистам» близки по идеологии ещё две партии, имеющие возможность пройти семипроцентный барьер – партия «Бутун Кыргызстан Эмгек» и «Бир Бол», — подчеркнула Юлия Якушева.

По мнению соавтора исследования из Кыргызстана, Сергея Масаулова, сам парламент, исходя из списков кандидатов, действительно может оказаться достойным законотворческим органом. Вместе с тем, по его мнению, намного большего внимания стоит уделить не самому парламенту – его составу, а исполнительной власти – правительству.

— Исходя их анализа списков, и понимания – уже сейчас, кто там окажется, можно многое сказать, — отметил Президент Центра перспективных исследований в беседе с «Деловой Евразией». — Во-первых: что является профессиональным парламентом? Что делает парламент? Парламент, фактически, работает над установлением правил игры в обществе, а уже структурами, реальным положением людей, занимается правительство. Оно должно реализовывать то, что примет парламент. Так вот – игра вокруг правил обеспечена будет. В том смысле, что ряд политических фигур в парламенте не окажется. Окажутся как раз таки, может и неизвестные. В тоже время, в парламент попадут те, кто показал себя неплохо в прежнем созыве. Можно ожидать наличие чуть большего количества профессиональных юристов, чем это было до – они появились.

Отдельно эксперт отметил тот факт, что парламент профессионально работает тогда, когда он поддерживается специальными процедурами. По его мнению, если эти процедуры будут выдержаны, то совершенно неважно кто окажется в самом составе парламента – важно, что парламентарии будут внутри эти рамок и процедур, и работать не меняя правового поля. В этом Сержей Масаулов видит основную задачу нового состава.

В тоже время Кыргызстан, являясь азиатской страной, развивается с учетом традиций управления, принятых в этом регионе. В Азии принято требовать уважение, в том числе, к месту происхождения того или иного чиновника или служащего, и наоборот – малая родина служащего, порой, влияет на его судьбу в большей мере, чем заслуги и знания.

— Не обязательно, что влиять на состав и качество парламента будет первая десятка-двадцатка списка партии, — прокомментировал вопрос о качестве предстоящего парламента кыргызстанский политолог Жумакадыр Акенеев. — Дело в том, что сейчас, когда формируются эти списки, все пишут заявления о сложении полномочий с 4 октября. Все партии – абсолютно. Это согласовано с Центризбиркомом – он эту норму признает. А когда будут проведены выборы, тогда туда будут приходить те люди, которым обещали. Например, вот мы видим сильные фигуры – они могут быть номером 53, как Карамущкикна, или как Марат Султанов – номер 85, или еще как-то. Но все зависит от того, как они разделены на одномандатные округа. Это не по принципу Центризбиркома, а они сами себе сделали округа – Кеминский, Ляйлякский, Кара-Суйский район. И кандидат знает, что независимо от того, сколько набрали первые номера, или какой у него самого номер, если ты набрал, к примеру пять, семь, двенадцать тысяч голосов, то ты проходишь. Тоже самое – в зависимости от вклада. Поэтому, мы не можем сейчас прогнозировать по первым десяткам списков. Могут прийти совершенно другие – люди, которые твердо дали на выборную кампанию. И им неважно набирать, они своим взносом подтвердили свое место в парламенте. Это и может означать непредсказуемость. В парламент могут прийти и те, которых мы ожидаем, и совершенно другие.

§ Деловая Евразия