Регулятивные механизмы заложены не только в договоре о ЕАЭС, но и в иных институтах
Усиленный режим пропуска на границе Казахстана, применяемый по отношению к гражданам Кыргызстана, евразийские эксперты считают временным и не влияющим на общее развитие евразийской интеграции.
Как сообщала «Деловая Евразия», с 8 октября 2017 года казахстанская граница переведена на режим работы, близкий к усиленному: грузы и пассажиры, направляющиеся в Кыргызстан, тщательно досматриваются и проверяются.
Режим возник для кыргызских перевозчиков неожиданно, и был спровоцирован, по мнению аналитиков, критикой президента Кыргызстана в адрес казахского коллеги и его аппарата. Руководство Казахстана, по мнению Алмазбека Атамбаева, вмешивалось в ход выборов в стране.
Вслед за этим правительство Казахстана выпустило заявление с подробным указанием перечня материальной и иной помощи Кыргызстану, и попутно установило особый контроль над кыргызскими грузоперевозками.
Премьер-министр Кыргызстана Сапар Исаков, имев короткую встречу на полях Высшего евразийского экономического совета (ВЕЭС), через пресс-службу сделал заявление о том, что вопрос с границей решен, что не соответствовало действительности.
Коллеги из Казахстана вновь обнародовали заявление, что Кыргызстан вводит всех в заблуждение, и усилили давление и на пеших граждан КР, пересекающих границу.
В комментарии «Деловой Евразии» политолог Марс Сариев предупреждал, что Казахстан может пойти на силовой шаг, формально прикрывая его оперативной необходимостью.
— Казахи сейчас настроены крайне агрессивно, резко и теперь не пойдут ни на какие договоренности. Применят казуистику, и станут выполнять мероприятия по обеспечению безопасности: вот работа, вот режим госграницы – мы и предъявить ничего не сможем. Возникнет полная блокада, — отметил политолог.
16 октября пресс-служба Министерства информации и коммуникаций Казахстана заявила, что ситуация на казахстанско-кыргызской границе остается стабильной, а все операции ведутся в плановом режиме. Его особый характер, по информации силовиков, продиктован борьбой с «серым» импортом, контрабандой и терроризмом.
— За последние сутки было проверено более 130 транспортных средств. Выявлено 13 автомашин с грубыми нарушениями. Речь идет о превышении весогабаритных параметров и отсутствии казахстанского бланка разрешения. Семь пассажирских автобусов помещено на штрафстоянку за отсутствие лицензии на регулярные пассажирские перевозки. Также за время плановой проверки было задержано более 100 человек, среди которых есть и граждане Кыргызстана, за нарушения миграционного законодательства и правил пребывания в Казахстане. Был также задержан один человек за попытку провоза боеприпасов в количестве двух патронов, и одна женщина за попытку пересечения границы в неустановленном месте. Сегодня на территорию Казахстана вошла группа кыргызстанских военных, которые направляются на миротворческие учения стран-участниц ОДКБ «Нерушимое братство-2017» в Алматинской области. Это служит свидетельством того, что Казахстан и Кыргызстан продолжают тесное сотрудничество, в том числе и в военной сфере, — приводит данные ведомство.
В день выборов президента Алмазбек Атамбаев выступил с речью, где подверг критике уже весь Евразийский союз, и пообещал созвать внеочередное заседание ВЕЭС, чтобы решить вопрос о равенстве его членов. Фактически, глава Кыргызской Республики поставил вопрос о необходимости самого ЕАЭС, если одна страна нарушает все его положения, и применяет рычаги давления на другого партнера.
Свой комментарий относительно того, как могут повредить развитию ЕАЭС текущие сложности двусторонних отношений Бишкека и Астаны, «Деловой Евразии» предоставила Завсектором Центра постсоветских исследований НИ ИМЭМО РАН им. Е.М.Примакова Елена Кузьмина. По ее мнению, в урегулировании заинтересованы как Кыргызстан с Казахстаном, так и все партнеры двух стран, при этом – не только в Евразийском союзе, но и за его пределами.
— От этого [осложнения на границах], в первую очередь, может пострадать сам Кыргызстан. Во-первых, если не откроются границы, то не будут проходить товары, продукты питания. Среди них есть скоропортящиеся, и в случае порчи, их владельцы будут иметь большие убытки. Что касается Евразийского экономического союза, то на данный момент здесь нет каких-либо крупномасштабных проектов, реализация которых могла бы стать под сомнение. Во-первых, сейчас каких-то многосторонних проектов, чтобы они рассыпались, нет. Второе – подписан ряд документов, как-то: согласованная примышленная политика, и ряд других договоренностей. Поэтому, как мне кажется, существованию самого Евразийского экономического союза ничего не угрожает – все будет решено. Возможно, при участии посреднической роли третьей стороны, — подчеркивает Елена Кузьмина.
Савелий Петров
§ Деловая Евразия