Важнейший орган ЕАЭС не имеет как полноты власти, так и прямой ответственности

Кыргызский лидер выступил за укрепление ЕАЭС через реформирование главного наднационального органа – Евразийской экономической комиссии. По мнению Сооронбая Жээнбекова, ЕЭК необходимо снабдить как большим объемом полномочий, так и повысить персональную ответственность.

Свои предложения глава государства озвучил в ходе саммита глав-государств ЕАЭС – Высшего евразийского экономического совета, 19 мая 2020 года. Как сообщала «Деловая Евразия», заседание под председательством Белоруссии проходило в формате онлайн-конференции, и было вторым в 2020 году.

20 05 19 s jeenbekov 1

Сооронбай Жээнбеков, в целом, поддержал проект «Стратегических направлений развития евразийской интеграции до 2025 года», но выступил за его доработку.

— Уважаемые коллеги! Рад приветствовать всех вас.
Повестка дня сегодняшнего заседания содержит весьма важные вопросы. Месяц назад, в ходе конференции 14 апреля озвучен ряд инициатив, направленных на консолидацию усилий в условиях пандемии. Не все инициативы реализованы в полной мере. Важно, чтобы каждая инициатива была учтена и реализована совместно с нашими правительствами

Сегодня мы рассматриваем проект стратегических направлений развития евразийской интеграции до 2025 года. Необходимость принятия Стратегии становится еще актуальнее в нынешней ситуации. В документе необходимо в полной мере раскрыть вопрос о механизме целевого содействия экономическому развитию Сторон, заложенный в Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов.
«Стратегические направления» также должны отвечать текущим экономическим и социальным вызовам, с которыми мы столкнулись из-за пандемии. Несомненно, требуется актуализация и внесение корректив с учетом ожидаемых негативных тенденций в посткризисный период.

— Дело в том, что из-за текущих негативных факторов ожидается резкое снижение объемов производства. Крайне важно усиливать производственную кооперацию между нашими странами Союза, особенно сельскохозяйственную.
Мы много говорим о совместном производстве продукции, создании региональных цепочек добавленной стоимости. К сожалению, заметных результатов нет.

— С момента образования ЕАЭС нам не удалось реализовать проекты в промышленности, инфраструктуре, и машиностроении. Считаю важным активизировать работу в данном направлении установлением конкретных индикаторов уровня кооперации. Локализация промышленных объектов, с учетом кооперации, положительно отразится на экономике наших стран.

Нами был сделан акцент на необходимость активизации и изменении формата деятельности Евразийского банка развития, Евразийского фонда стабилизации и развития. Кроме того, наша инициатива о создании Института развития ЕАЭС была отражена в декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов. Однако эти положения не были включены в проект стратегии до 2025 года.
В этой связи, еще раз хочу отметить создание финансового института в рамках союза, как Фонд развития ЕАЭС.

В проекте Стратегии также не были отражены ни решения, заложенные в декларации. С учетом изложенного считаю необходимым доработать проект документа.

— Еще один важный момент хотелось бы отметить – это усиление роли Евразийской экономической комиссии. Для эффективного выполнения поставленных задач по устранению барьеров на внутреннем рынке полномочия Комиссии и Суда ЕАЭС должны быть усилены.

Суд ЕАЭС должен стать сильным институтом разрешения споров, который наделен полномочиями применения штрафных санкций за неустранение препятствия на внутреннем рынке Союза.
В тоже время, должна быть повышена персональная ответственность членов Коллегии и должностных лиц за реализацию норм права ЕАЭС. Критерии оценки Комиссии должны быть высокими, а процессы их аттестации – прозрачными.

— В нынешних условиях свободное передвижение товаров внутри ЕАЭС стало актуальным для обеспечения продовольственной безопасности.
Мы вынуждены вновь обратить внимание на вопрос устранения барьеров на внутренней таможенной территории Союза. У нас была достигнута договоренность о создании «зеленых коридоров» при поставках продукции первой необходимости. Несмотря на это, отдельными государствами-членами Союза усиливается контроль и вводятся ограничения на поставки продуктов.

Существующий механизм устранения барьеров неэффективен ввиду отсутствия достаточных полномочий у Коллегии Евразийской экономической комиссии. Решения Комиссии об устранении барьеров некоторыми государствами-членами исполняются не в полной мере. Предлагаю наделить Коллегию ЕЭК правом обращения в Суд ЕАЭС по наложению штрафных санкций при неустранении барьеров.

Предлагаю также рассмотреть возможность обеспечения свободы транзита товаров и грузов, следующих из Европы и Украины в Кыргызскую Республику. Это будет в духе инициативы Владимира Владимировича о введении моратория в отношении экономических санкций, озвученной на саммите Большой двадцатки

— Важным аспектом сотрудничества является Цифровая повестка ЕАЭС, реализация которой идет очень медленными темпами. Прорабатываемые инициативы по цифровизации промышленного сотрудничества, созданию цифровой прослеживаемости товаров, электронной биржи труда, а также развитию цифровых транспортных коридоров все еще не реализованы.
Необходимо поручить Комиссии активизировать процессы по реализации Цифровой повестки. Союз должен содействовать внедрению новых технологий, в первую очередь по прослеживаемости и маркировке товаров. Хочу выразить благодарность российской стороне за содействие в построении системы маркировки товаров в Кыргызской Республике.

— Относительно вопроса тарифообразования на транспортировку газа хочу отметить следующее.
Формирование общего рынка газа ЕАЭС является одним из важнейших приоритетов нашего сотрудничества. Это важный элемент обеспечения энергетической безопасности наших стран.
Рынок газа ЕАЭС формируется не только из собственного производства, но также включает поставку газа из третьих стран. Считаю, что при разработке проекта международного договора необходимо предусмотреть недискриминационные подходы в установлении тарифов на транспортировку газа вне зависимости от страны происхождения. Кыргызская сторона выступает за принятие согласованного всеми сторонами проекта международного договора в реальные сроки.

— Мы считаем, что в едином экономическом союзе большое значение должны иметь гармоничное развитие и сближение экономик. Кроме того, принятие совместных мер по поддержанию макроэкономической стабильности и созданию равных условий для бизнеса являются основной для успеха экономики ЕАЭС.
В этой связи предлагаю усилить работу по принятию совместных мер поддержки экономик и бизнеса государств-членов ЕАЭС с учетом посткризисного развития.

— Также немаловажно в это непростое время поддержать наших граждан, находящихся в других странах Союза. В сегодняшней ситуации важно сохранить благоприятные транзитные возможности для возвращения граждан на свою родину.

— Мы наблюдаем растущую заинтересованность третьих стран в процессе нашей интеграции. Этому свидетельствуют результаты международной деятельности Союза за 2019 год.

В завершение хочу подчеркнуть, что, несмотря на всю сложность текущей ситуации, необходимо продвигаться вперед. Важно прилагать все усилия для сохранения стабильности и укрепления экономик наших стран.

Соб.инф.
§ Деловая Евразия